Скульптура из гипс?из-за нестойкост?этог?материал?требуе?пост?нной профилактики ?реставраци? которы?включают различны?меры по устранению механических повреждени? восстановлению защитных ?красочны?покрытий, очистк?от устойчивых загрязнений ?? ? ?связи ?этим ещ?недавн?поступлени??музе?гипсовых произведений было ограничено. ?последне?время отношени??гипсовой скульптуре, ?особенност??авторски?экземп?ра??рабочи?моде?? стал?ме?ть?. Некоторы?музе?предпочитают для экспонирован? гипсовые модели отливкам ?металл? та?ка?последни? неизбежн? утрачивают некоторы?важные элементы авторско?моделировк? ?качестве пример?можн?привести музейную судьбу ?да гипсовых произведений ?? Врубеля, ?? Коненков? ?? Голубкиной, переведенных из запасников ?экспозиционные залы.
Таки?образо? вопрос?реставраци??хранен? гипсовой скульптуры представ?ют? достаточно актуальным??заслуживающими отдельного рассмотрен?.
Однако прежде всег?необходимо представ?ть себе процес?изготовлен? гипсовой скульптуры.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Гипс, применяемый ?скульптуре, получают промышленным обжиго?(пр?140—190 °? природного гипсовог?камня — осадочно?породы, представ?ющей собо?кристаллогидра?сернокисло?соли кальция CaSO4*2H2O.
Пр?замешивани??водо?порошо?гипс?быстро затвердевает, слегка увеличив?сь ?объеме (от 0,2 до 1%). Благодаря этом?уникальном?свойству, на?ду ?доступностью ?легкость??работе, гипс издавн?считается незаменимы?материалом для временного переведения скульпту? выполненны???гком материал? ?рабочи?модели, та?ка?обеспечивает исключительную точность ?передаче самы?тонких детале?скульптурной моделировк?
Нередк?гипс применяет? ??качестве конечног?скульптурног?материал? ?этих случ??ег?нестойкост??недолговечност??како?то мере компенсируют? дешевизной ?возможностью тиражирования, ?художественн? невзрачность маскируется разнообразными видами декоративной отделк?по?како?либо стойки?материал: бронзу, терракот? мрамор ?? ?
Способ?изготовлен?
Техник?изготовлен? гипсовой скульптуры обычно связана ?механическим переведением скульпту? выполненны??глин?ил?пластилине, ?тверды?гипсовые отливк? изготовленны?путе?формовки. ?зависимост?от размеров отливк?делают? полыми ил?монолитным? ?для прочност?част?армируют? пенько? металлическими ил?дере?нным?каркасам?
?отдельны?случ??применяет? способ та?называемог?«прямого моделирования». Пр?этом способ?скульпто? минуя стадию лепк???гком материал? работает непосредственн??гипсом, последовательн?нано? на каркас незатвердевший раство??моделируя ег?инструментом. (Этот способ, известны?ещ??античног?времен? получи?особенно широко?распространени??XX ?)
Защитн?декоративн? обработк?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
На завершающе?этап?процесса изготовлен? гипсовой скульптуры ее принято подвергать защитн?декоративной обработк? сост?ще?из трех стадий: грунтовк? патинирования ?вощения.
Грунтовк?заключается ?максимальн?глубокой пропитке гипс?олифой, клее?ил?шеллаком, ?иногда жидк?разведенно?масляно?краско? Задача этой операции — уплотнение поверхност?гипс??уменьшение пористости, ?такж?создание прочно?основы для связи ?последующи?красочны?покрытие?
Патинировани?представ?ет собо?различны?способ?декоративной отделк?по?имитируемы?материал ?выполняет? жидким?масляными ?клеевыми красками, бронзовыми, алюминиевыми ?медным?порошкам?на различны?лака?(один из наиболее старых способов, применявших? ?Академии художест? заключается ?патинировани?спиртовы?растворо?сургуч?.
Завершающая стад?, вощени? производит? разведенными ?скипидар?пчелиным воском (иногда воск смешивается ?мыло?, стеарино?ил?парафино??имее?цель?придат?поверхност?водоотталкивающу?способност? Иногда посл?вощения поверхност?присыпается по ещ?непросохшему воск?сухими пигментами, металлическими порошкам? графитом, талько?(та?называемый «припорох»).
Распространенные нарушения требований технологии
Следуе?назват?некоторы?наиболее распространенные нарушения требований технологии, имеющи?мест?пр?изготовлении гипсовой скульптуры либо пр?ее поновлен?? Эт? прежде всег? конструктивные просчеты:
— недостаточная толщин?стенок отливк?
— неправильн?рассчитанн? жесткост?арматуры;
— ненадежн? антикоррозийная защита каркасов;
— плох? устойчивость скульптуры.
Некоторы?из указанны?выше дефектов могу?быть устранен?реставрацией, например: увеличение монолитности достигается путе?наращивания тонких стенок отливк? Другие дефект? ка? например, корродирование скрыто?железной арматуры ил?ее недостаточная механическ? прочност? практическ?неустраним? (?этом случае единственным способом сохранен? ценног?произведен? може?быть изготовление нового слепка по форм? снято??поврежденной скульптуры.)
Из нарушени?технологии защитн?декоративной обработк?гипсовой скульптуры можн?назват?следующи?
— недостаточная просушка отливк?пере?нанесением пропиточны??тонировочных составов, приводящая ?плохой связи ?отшелушивани?краски;
— различны?«упрощения» процесса отделк? иногда сводимог??просто?закраске густой масляно?ил?эмалевой краско?
Помимо того, чт?такая закраска ?один то?создае?крайне невыразительну? «мертву?raquo; поверхност? он?ещ??пагубн?для гипс? та?ка?образует воздухонепроницаемый «панцир?raquo;. Со временем красочная корк?деформируется ?растрескивается, обнажая рыхлый, полуразрушенны?гипс.
Не мене?опасна для сохранност?гипс??незащищенность ег?поверхност?покрыт?ми, назначение которы?- уменьшит?ег?гигроскопичность ?защитить поры от загрязнений. (Исключение состав?ют гипсовые медальон? герметично закрытые ?застекленные футляры.)
РЕСТАВРАЦИ??КОНСЕРВАЦИ?ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Очистк?гипсовой скульптуры
Повышенн? пористость нетонированног?гипс??ег?малая устойчивость ?истирани?резк?ограничивают применение механических способов очистк? особенно ?использованием водных моющих средст? Активн? водопоглощающая способност?гипсовой поверхност?служит причиной быстрого всасыван? влаг?вместе ?загрязнен?ми ?поры материал??ег?размыван?. Помимо этог? глубокое насыщени?гипс?водо?може?вызват?повреждения армированной скульптуры (коррозию металлически??разбухание дере?нных каркасов), ?такж?растворени?нередк?присутствующих ?толщ?гипс?окрашенных включени? выносимы?на поверхност?по мере испарения влаг? Ограниченное применение моющих средст??сочетани??механическим?способам?очистк?допустим?лишь на скульптуре ?неповрежденной поверхностью ?хороше?сохранностью защитног?покрыт?, ?че?необходимо убедиться, увлажнив небольшо?участо?поверхност? Пр?отсутствии быстрого впитыван? нанесенной влаг?(эт?свидетельствуе??защищенности по? можн?воспользоваться препаратом «ВЭПО?raquo; ил?«БИ?МИ?raquo; по методике, рекомендованно?для очистк?камня.
Во всех остальны?случ?? особенно пр?очистк?светло?скульптуры, следуе?предпочест?пленочны?способ?очистк? исключающи?механическое трение ?сводящи??минимуму применение воды.
Пленочны?способ очистк?гипс?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Одни?из таки?способов являет? очистк?гипс??помощь?крахмальны?компрессов, которая заключается ?следующе? Из картофельног?крахмала гото??клейстер (для приготовления 1 кг клейстер?беру?930 ?дистиллированной воды ?70 ?сухого крахмала). ?доведенную до кипения ?сняту??ог? воду доливают разведенны??100 ?холодной воды крахма??перемешивают до образования густог?клейстер? Охлажденны?(до 40—45 °? клей гото??применению.
Предварительно обеспыленную флейце?ил?пылесосо?поверхност?скульптуры целико?покрываю?приготовленным растворо??один прие? чтоб?не было ореоло?на границ?межд?обработанным??необработанным?участкам?поверхност? Клейстер нано??флейце? ??глубоких западина?— кистью. Для получения нужной толщин?покрыт? (0,4—0,5 см) обычно требуется 2-кратно?нанесени??интервалом ?10—15 мину? На покрытую клейстером поверхност?тщательн?укладывают равномерны?слой разрыхленной ваты (1—1,5 см), назначение которо?— препятствоват?пересыхани?пленки ?облегчит?ее последующе?удаление.
Чере?6—10 часо?следуе?проверит?сост?ни?пленки, слегка отвернув край компресс? Если пленка приобрел?достаточну?эластичность ?легк?снимается, компресс можн?удалит? ?противно?случае срок выдержки увеличиваю?(эт?зависи?от температур??влажност?воздух??помещени?. Особенно следуе?остерегать? пересыхания пленки, та?ка?эт?сопряжено ?риском отслоения частиц гипс?вместе ?удаляемой пленко? Если вс?же пересыхания не удалос?избежать, пленку распариваю?го?че?водо? ?случае необходимост?перенесения заключительной част?работы на сутк??боле? можн?предохранить компресс от пересыхания, закрыв обработанную клейстером скульптуру бумажным чехлом.
Этот способ очистк?оказал? исключительн?эффективен пр?реставраци?гипсовых медальонов работы скульптора ? ? Толстого (ил. 32).
32. Медальон «Битв?пр?Лейпциге». ? ? Толсто?(1783-1873). Гипс. ГМ?«Художественн? культура Русского Севера». Архангельс? ?процессе реставраци? Удаление загрязнений ?помощь?крахмального компресс?
Склейк?гипс?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Пропиточны?способ??использованием разбавленных клеевы?растворо? рекомендованны?для склейк?пористог?камня, применим??для гипсовой скульптуры. Исключение состав?ют лишь некоторы?клеи, например типа БФ, оставляющие на светло?гипс?интенсивны?желт?коричневые ореолы.
Обычно применяют растворенные ?органических растворите??термопласт? ПБМА, ПВ??БМ?5 ил?водные растворы ПВ?дисперси?
Пере?склейкой гипс?важн?полность?удалит?вс? даже самы?мелкие частиц?гипс?(?иногда ?волокн?пеньково?арматуры), присутствующие ?местах разлом??мешающие точном?совмещению соединяемых частей. Обычно применяют? клеевы?растворы боле?жидкой консистенции (15—20%), че?для склейк?пористог?камня, ?остально?же методики склейк?гипс??камня ниче?не отличают? (ил. 33—34).
33
34
33—34. Бюст ? ? Пирогова. Неизвестны?скульпто? Начало XX ? Гипс патинированный. 2-?Московский медицински?институт.
33. До реставраци?
34. Посл?реставраци? Произведен?замена арматуры, склейк?на ПВАД, догипсовка ?тонировк?швов.
Если нужн?заполнит?значительные зазоры межд?соединяемым?фрагментам? уместн?производит?склейк?на жидком гипсовом растворе ?добавление??воду, предназначенну?для затворен? гипс? 15—20%-ны?ПВАД.
Посл?соединен? фрагментов излишк?гипс?выжимают?, ?фрагмент?фиксируются до полног?схватывания раствора. Зате?гипсовочно?лопаткой ил?ножо?удаляют излишк?гипс? выступавши?вдол?соединительног?шв? Просохши?шо?пр?необходимост?тонируют по?общи?то?акварель??гуашевым?ил?темперными белилами.
Восстановление утра??заделк?сколов на гипс?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Для восстановлен? утра?на гипсовой скульптуре издавн?применяет? способ та?называемой догипсов? сост?щи??нанесени?на поврежденные участк?гипсовог?раствора, из которого ?моделируют? восстанавливаемы?фрагмент?
Утраченные детали сложно?конфигурации обычно вначал?выполняют? ??гком материал?(например, ?бело?пластилине), ?зате??этой модели снимаю?форм? по которо??отливает? гипсовое восполнени? Материалом для изготовлен? форм?може?быть гипс ил? чт?горазд?удобне? како?либо синтетически?эластичный материал — «Сиэлас?raquo;, «Беласт», «Виксин?raquo; ?? ? (ил. 35—36).
35
36
35-36. Водоросл? Фрагмент фонтан? ? ? Сотников (1904-1989). «Счастливые рыбаки». Фарфор, цветны?глазур? роспис? ГТ?
35. ?процессе реставраци? Замена грубых старых восполнени?новыми.
36. Посл?реставраци? Произведен?формовка восполнени??силиконовы?(«Виксин??2») формах, тонировк??имитац? глазур?(15%-ны?раство?МС?7 ?уайт-спирит?.
Применение форм из эластичных материалов значительн?упрощает формовочны?работы, сводит до минимума многосложный ?длительный процес?изготовлен? кусковой гипсовой форм? несмот? на обязательност?дополнительной фиксации тако?форм??помощь?наружног?гипсовог?«кожуха».
Особенно удобен ?работе «Виксин?raquo; (лучш?равн? смес?компаундов ?2 ??1), затвердеваемый ?помощь?катализатора ?18 (4—5%). Пр?нанесени?на формуемы?объект масс?хорошо удерживает? на вертикальной плоскост??за 25-50 мину? ?зависимост?от температур?воздух? успевает полность?затвердеть. Пр?отливк?восполнения гипсом такая форм?не требуе?разделительной смазки, ?лишь пр?внесении клеевы?укрепляющих добаво??гипсовом?раствору рекомендуется предварительно смазат?форм?насыщенным мыльны?растворо?
Отлитая по форм?деталь крепит? на скульптуре ?помощь?гипсовог?раствора приведенны?выше способом склейк? ?некоторы?случ?? пр?устранении дефектов на полы?отливках, гипсовым растворо?наращивают («намораживают») изнутр?толщин?стенок, заполняют раковины, крупны?трещин??? ?
Работая со свежеприготовленны?гипсовым растворо? следуе?учитыват? чт?пр?ег?нанесени?на суху?гипсовую поверхност?происходит активное обезвоживани?внов?нанесенног?гипс? ??результате ме?ют? ег?физико-механические свойства — ухудшает? сцеплени??поверхностью, ме?ет? окрашенность, резк?уменьшается плотност??? ?
Обезвоживани?раствора можн?значительн?уменьшит? обильн?насыщая водо?поверхност? подлежащие догипсовке, либо изолир? их клеевыми пленками (поливиниловы?спирто? крахмало? ПВ?дисперсией ?др.).
Во многих случ??клеевая изоляция предпочтительнее увлажнен?, та?ка?последне? ка?уж?отмечалось, крайне нежелательно для старых гипсовых издели?
Обезвоживани?можн?уменьшит??за счет боле?жидкой, че?обычно, заводк?гипс?1, ?такж?пр?нанесени?нескольк?«подсевшего» (загустевшего) раствора. Сложне?всег?исключит?обезвоживани?пр?самы?мелких догипсовка? которы?обычно выде?ют? на светло?скульптуре боле?темным тоно? Кром?того, из-за повышенной твердост?он??трудом обрабатывают?. ?таки?случ??вместо гипс?удобне?применять левкас, приготовленный на поливинилово?клее ?мело?
Приготовлени?левкас?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Исходным материалом для клеевого связующег?левкас?являет? поливиниловы?спир?(ПВ? — продук?гидролиз?поливини?ацетат? Он представ?ет собо?растворимы??воде белы?порошо? Для приготовления кл? необходимо замочить ?1 ?дистиллированной воды 60 ?порошк??выдержат?смес?до набухания (окол?суто?, ?зате?окончательно растворить до полной однородности на во?но?бане, помешивая ?течени?10—15 мину? Приготовленный сиропообразный раство?посл?остывания гото??применению.
?качестве наполнителя применяют тонк?отмученный ме? которы?получают протирание?кусковог?мела чере?мелкое сито.
Ме?засыпают частями ?клей до нужной рабоче?консистенции ?смес?тщательн?перемешивают шпателем. Опреде?я густот?масс? надо исходить из размеров мастикуемо?утраты: че?он?меньше, те?боле?жидким должен быть заме?
Максимальн? толщин?мастиковок (до 0,6 см) може?быть получена многократным послойны?наращиванием, не превышающи?0,2—0,3 см ?каждом слое. Пере?нанесением левкас?поверхност?скол?лучш?смазат?ПВ?клее?для увеличен? адгези?мастиковок.
Пр?необходимост?подкраск?левкас?по?общи?то?скульптуры применяют? водные красител?— акварель, настой чая, раство?марганцовокислог?калия ?? ?
Тонировк?гипс?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Нередк?загрязненну?светлу?гипсовую скульптуру вместо очистк?предпочитают периодически забеливать ?расчет?на быстро достигаемы?эффект поновлен?. Однако таки?забелы со временем наслаивают?, сглаживая ?огрубляя тонк?моделированные детали скульптуры. Поэтом??тонировк?гипс?следуе?прибегат?лишь ?ограниченных случ?? например: пр?мало?эффективност?рекомендованны?способов очистк? пр?наличи?невыводимы?окрашенных ?те?ил?выде?ющих? по тону нагипсовок ?дополнений.
Производя тонировк?скульптуры, необходимо соблюдат?следующи?правил?
1) тонировочный состав должен наносить? равномерно, возможно боле?тонким слое? не скрадывающим самы?мелкие детали моделировк?
2) прежде че?приступить ?тонировк? надо удалит?ил?максимальн?утоньшит?вс?предыдущие красочны?наслоения;
3) пр?наличи?незначительных по площад?окрашенных ?те?достаточно нанест?тонировк?локально, ?пределах ?тн?(«косметик?raquo;).
Для тонировк?светлого гипс?лучш?всег?применять жидкий раство?тонк?тертых гуашевых бели?на обезжиренном молоке, подцвеченных до нужног?оттенк?акварель?
Тонировани?веду?по сухо?обезжиренной поверхност??гким?кистями ?флейцами ил??помощь?краскораспылителя, обычно ?нескольк?приемо? ?просушивание?каждог?сл?.
Небольши?окрашенные ?тн? не поддающиеся выведени? можн?тонировать по?общи?то??гкой восковой пастелью. Тонировк?небольши?утра?красочного сл?, ?такж?гипсовых дополнений на патинированной ?темные тона скульптуре осуществ?ет? темперой ил?акварель??темперными белилами (лучш?— акриловыми).
Чрезвычайн?сложен процес?удален? старых закрасок, та?ка?зачастую красочная корк?оказывается мног?прочне?нахо?щего? по?не?гипс? Применение размягчающи?краску компрессов ?теплой водо?ил?растворите?ми (подобранными ?зависимост?от красочного связующег?— клеевого, масляного ил?смоляного) не всегда оказывается успешным, ?работа по удалению краски скальпелем почт?неизбежн?приводит ?повреждения?скульптурной поверхност?
Гидрофобизац? гипс?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Свойственн? гипсовом?материал?пористость, наличи?сильно развитой внутренней поверхност? способствует ег?повышенной склонности ?глубинному влагонасыщению, которо?може?достигат?25—30%. Но даже пр?незначительном увлажнении гипс?(до 2—3%) начинает? процес?ег?структурного разрушен?, приводящи??снижению прочност??появлению пластических деформаций («ползучесть» гипс?.
По данным исследователей, механизм этих видоизменени?состои??частично?растворени?водо?структурообразующи?элементо?гипсовог?материал? ?такж??расклинивающем действии во?ны?пленок, нарушающих внутренние межкристаллические связи.
Учитыв? эт?свойства гипсовог?материал? становит? по?тным значение, придаваемо?консервационны?защитным мера? направленным на увеличение влагостойкости гипсовых издели? Важное мест?сред?ни?принадлежи?различны?способам гидрофобизации гипсовой поверхност??цель?придан? ей водоотталкивающи?свойст?
Выше уж?говорилось ?восковых покрыт?? наносимы??процессе изготовлен? скульптурных отливо? Для этог?обычно используют? 10—15%-ны?растворы натуральны?ил?искусственны?восков ?скипидар? уайт-спирит??других растворите?? Тако?способ защиты гипс? несмот? на некоторы?недостатки, присущие воскам (малу?устойчивость ?истирани??повышенную загрязняемость), ?цело?се? оправдывае?— особенно пр?услови?своевременного восстановлен? ?профилактики восковых покрытий. (?частност? следуе?учитыват??декоративное назначение восковых покрытий, придающи?гипсовой поверхност?характерны?теплый оттено??легкую глянцевость.)
Чт?же касает? кремнийорганически?гидрофобизаторов, обладающих ?до?преимущест?пере?воскам? ?первую очеред?долговечностью, то их применение може?оказаться боле?предпочтительным ?следующи?случ??
1) пр?необходимост?сохранен? матово?поверхност?скульптуры, ране?не подвергавшей? защитной обработк?
2) пр?наличи?скрыты?повреждени?скульптуры, чино? догипсовок, окрашенных ?те??? ?, способны?выявлять? пр?вощени?
3) пр?восстановлении восковых покрытий — ?качестве модифицирующих добаво?(?количестве 1—2%) ?применяемым воскам.
Из кремнийорганически?гидрофобизаторов чаще используют? 2—3%-ны?растворы МС?7 ил??921 ?толуол?ил?уайт-спирит? та?ка?эт?группа продукто?— полиорганосилазаны — на?ду ?гидрофобизирующе?способностью обладает укрепляющим?свойствами.
ХРАНЕНИЕ ?ТРАНСПОРТИРОВК?СКУЛЬПТУРЫ ИЗ ГИПС?br style="font-family: inherit; font-style: inherit; outline: 0px; padding: 0px; margin: 0px; vertical-align: top; text-align: left;" />
Самыми большими недостатками гипс?являют? ег?малая механическ? прочност??склонность разрушаться ?присутстви?влаг? Издавн?ведутся поиски
способов укреплен? гипс? даже ?расчет?на возможност?ег?экстерьерной экспозиции. Но ни разнообразны?защитные пропитки (олифой, шеллаком, купоросо? квасцами ?? ?), ни упрочненны?разновидност?гипс? ка? например, «Титани?raquo;, ни современны?полимерные добавк? вводимые ?раство?во время замеса гипс?(феноло- ?мочевино-формальдегидны?смол? ПВ?дисперсия ?? ?), вс?ещ?полность?не отвечают пред?вляемым требован??
Поэтом? остави??сторон?вопрос об открытой (экстерьерной) экспозиции гипс? можн?свести рекомендации по ег?музейном?хранению ?соблюдению трех услови?
— изоляци?от влаг?
— защите от пыли ?загрязнений,
— предохранени?скульптуры от поломо?
Уж?говорилось ?влагозащитны?покрыт?? наносимы?на скульптуру ?процессе ее изготовлен?. Однако чере?како?то срок восков? пленка ?некоторы?местах истирает?, оставляя поры не защищенным?от влаг??пыли. ?таки?случ??необходимо своевременно восстанавливат?нарушенное защитное покрытие, чт?совсем несложно на патинированной ?темные тона ил?на чистой светло?скульптуре. Для этог?достаточно нанест?на поверхност?произведен? тонкий слой воск? разведенного ?бензин?ил?уайт-спирит?(10%-ны?раство?. Для матовост?обработанную скульптуру можн?слегка припудрить талько?(но не растират?— во избежани?появлен? глянц?.
Приведенны?рекомендации по применению бумажных чехлов для защиты от пыли, на на?взгля? особенно применим?для хранен? гипс? та?ка?матерчатые чехл?слишко??желы ?громоздк?для этог?хрупкого материал?
Необходимо такж?следит? чтоб?гипсов? скульптура хранилас?отдельно ??самы?сухи? защищенных от пыли участках запасников.
Наиболее серьезны?механические повреждения гипсовой скульптуры связаны ?ее перемещением ?транспортировкой. Пр?упаковке необходимо применять амортизирующие прокладк?(пеноплас? гофрированны?картон, пороло??? ?). Упаковочны?материал должен быть максимальн?сухи? ?тара — имет?влагозащитну?изоляци?
?транспортировк?пред?вляют? требован? повышенной осторожности, ?частност?предполагающие непременно?присутстви?сопровождающег?на всем пути следован? скульптуры.