То, чт?очен?ме? печали?- эт?внезапно, посл?нескольких ле?бурног?расцвета, обозначивш?? стагнация новы?поколени??режиссур?
?на этом фоне радует внезапны?ренессан?режиссеров старшего поколения.
Ещ?года полтор?наза?мн?казалось, чт?само?интересное ?театральны?Москве ?России - Богомоло? Карбаускис, Серебреннико? нескольк?старши?Бутусо? ?следующе?за ними поколени?Ку?бина, Волкострелов? Гацалова (опять же чуть старше ?свое?поколени?, Вытоптов? Кобелева ?других.
Но ?конц?прошлого сезона началось изменени?моих приоритето? Доди? Бороди? Шапиро, Гинкас, Иофф? Захаро? даже Каменькови??Женова? - вдру?выпускаю?работы живе?всех живы??современне?всех современны?
Есть редкие исключен? ?обои?перечня? например, Паве?Артемьев (новы?спектакл?которого ?ТЮЗе я очен?жд?) ?ег?учител?по ГИТИСу Леонид Хейфец. "Отцы ?сыновья" последнего ?филиал?Маяковк?для ме? стал?совершенно внезапны??жутк?огорчительны?фиаско (хо? казалось бы, Тургенев ?Хейфец - идеально?сочетани? "сладкая парочк?)), но вместо Тургенев?та?бы?авто?самобытной пьес?Брайан Фрил, ?Хейфец эт?обст?тельство будт?бы вовс?не замети??спектакл?ушел ?молоко).
Но ка?Юрий Еремин може?оказаться ?инсценировко?фильма Стэнли Крамер??Театре Моссовет?("Морско?путешестви?1933 года") современне??интереснее рабо?молодежи ?Театре Ермолово?- эт?во?совершенно удивительн?
?думает? мн? чт?эт?связано - страшн??вымолвит?- ?те? чт?от привычного берега психологического театра новы?поколения отплыл? ?до Инди?не добралис? ?есть ли на их пути Америк?- кт?знае?
Чт?я имею ?виду. Плох ил?хоро?реалистический, психологически? станиславски?теат?- он оставляет мест?индивидуальности ?развитию. Один режиссер не похо?на другог? один спектакл?постановщика може?быть не похо?на другую ег?работу.
Регулируют? каки?то общи?вещи ?работе на?спектаклем, ?внутри остает? воздух, зазо?для индивидуальног?выбора, результа?которого види?зрител?
Постдраматически?теат? которы?пытают? создат?одни ?элементы которого заимствуют другие, тако?возможност?не дает.
?итог?каждый оказывается ?одиночеств? ?окружени?привычны?приемо? которы?стремительно становятся штампами.
Любо?театра?може?не хуже Ларисы Ломакино?нарисовать сценографи?для любого нового спектакля Богомолова. Нужн?только ?цвет?павильон?договорить?: буро-красны? ка??"Лире" ил??"Гаргантю??Пантагрюэл? ил?серы?ка??первой "Чайк? ?"Борисе Годунове". На худо?коне? белы?("Идеальны?му? Комедия") ил?черный ("Карамазовы").
Та?же обеднена цветов? гамм? например, ?Театре Маяковского - из "Последни? переходишь ?"Маэстр?, не замечая другой фамили?художник??другог?пространства. Черное, бело? серо? коричневое... Иногда дерево. Утом?ешься от предсказуемост? от однообразия цветовых гамм приглашаемых театро?художников.
Напротив, пространство Ксении Перетрухиной для "Русского романс? Дмитрия Волкострелов??Театре наци?оригинальн??интересн?- но сами спектакл?Волкострелов?та?же уныл?предсказуемы ?повторяем? Буду?ли на?показывать фото ил?на?усадя?по периметр?вокруг квадрата занавесоче? расположат ли сред?березо?ил??палатках - едва ли мы увидим люде? зато голоса актеро? произносящи?текс? буду?практическ?наверняка звучат?ровн??почт?бе?интонационно.
?- по контраст?- старик?
Можн?ли было ждат?"Нюрнберг? Алексея Бородина ?РАМТ??формат?кабаре?
Скольк?ожиданий, догадо? предположени?сопровожал?"Мефист? Адольф?Шапиро ?МХ?- ?почт?ничего не сбылос? вс?оказалос?инач??интригующе интересн?
Ил?во?другой пример, мало ке?замеченный. Ну ничего не ждал?от "Ретр? Юр? Иофф??Театре на Мало?Бронно? Ничего кром?скук? пр?всем уважении ?профессионализму этог?режиссер? Хо?казался очевидны??единственн?возможны?- психологиз??трогательное проживание актерами истори??ненужной старости, ?тщетно?попытк?достучаться до зала, "надавить на жалост?.
Пришла из вежливости - ?безмерны?шо? Вс?сделан?ровн?наоборот: бурлес? местам?до клоунады, ?подчеркнутый, агрессивны?перено?действ? ?сегодняшний день вопрек?всем приметам времен??тексте спрыснул?ка?живо?водо?замшелую пьес?Галина из позапрошло?жизн?
"Ретр? обернулось яростны?памфлето?на ту жалкую роль, котору?уготовал?пенсионера??прочим бюджетника?хо?ев?жизн??современно?России. Сработав на гран?фола, на гран?дурног?вкус? почт?юродствуя, спектакл?неожиданно выигра? ?забываеш??мрачны?бэкграун?выхо?щи?на сцен?актеро?Бронно? ?принимаешь ностальгию героев. Ог?дываешься, ?люди ?зале плачут, включая ?молодежь.
Кт?бы мо?подумать, чт?за нескольк?ле?та?обновится режиссерск? манера Серг? Женовача, чт?он обратится ?Эрдман? Булгаков??Ерофееву? Позиция режиссер?осталась та же, то?же интере??каждом?"обычному человеку" ?то же понимани?всепрощени?этог?частного человека, но язы?Женовача, эстетика ег?стал?ощутим?ме?ть?, уходя от привычно?сострадательност? понимательност??прочей почт?чт?умильности, которая прежде вызывала личн??ме? отстранени?от ег?постановок. Теперь работы Женовача стал?жестче, но ?подлинне?
Преодоле?страшный внутренний кризис "Ленком? 2000-?Марк Анатольеви?Захаро?- ег?последни?спектакл?(особенно ошелом?ющие "Небесные странник?) - эт?"то?самы?Захаро? ?одновременно совсем другой.
Проблемы молоды?шире, че?вопрос ?талант??индивидуальности отдельны?режиссеров.
Никита Кобеле??первой свое?работы ?Маяковк?("Любовь люде?) показа? чт?глубок ?серьезен, мастеровит ?склоне?глядеть ?глубин?человеческой натуры. Он врод?ка?не растеря?эт?качества, но ?те?же "Последни? несочетаем?соседствую?глубокий анализ ?невнятные интермедии, отсылающие на??западном? например - немецком? театру. Он?могл?бы за?ть свое мест??спектакл? но тогд?са?спектакл?должен бы?бы быть другим. Сейчас эт?лишь попытк?быть ?модном мейнстриме, стра?оказаться традиционным психологически?театро? огорчительны?уход режиссер?от се?.
Отдельная проблема кроется ?отношения?штатного режиссер?Кобелева ?художественног?руководите? Театра Маяковского Миндаугаса Карбаускис? ?интервью последни?не ра?проговаривается, чт?пьес?для постановки Кобелева выбирают? им. ?те?же интермед??"Последни? видн?связь ?маленькими трюкам? привычными для игрового стиля постановок Карбаускис? Никита Кобеле?достаточно хоро? чтоб?имет?прав??на выбо?пьес для постановок, ?на свою личную манеру. Пока работы молодого режиссер? ещ?сохраняя ег?личностное начало, выгля??вс?мене?индивидуальным? вс?сильне?трансформированным??модо? ?вкусам?Карбаускис?
Для Тимофея Ку?бина же подобное эпигонство ?вовс?являет? основополагающим ? видимо, сознательным способом работы. ?вспомина? ка? увидев на "Золото?маск? ег?новосибирского "Макбет?, московские театралы бе?труд?отыскивали та?Бутусова ??крошюс? Последни?постановки ?Театре наци?("Электр? ?"Сонеты Шекспира") отсылают ещ?дальше на Запа? вс??то?же Германии ил?Польше. ?этом само?по себе не?беды. Когд?Табако?сказал ?легендарно?"Турандот" Богомолова ?Театре Пушкин?"?Германию бы ее свозит?" - он бы?прав, но эт?нискольк?не отме?ло масштаба ?смысла работы. Когд?же эстетика начинает преобладат?на?смысло? превращает? ?самодовлеюще?ярм?форм? спектакл?оказывается выморочным, мертвы? искусственны? Та?произошл??"Сонетами Шекспира".
Слишко?част?тези?стороннико?постдраматического театра ?самост?тельно?внутренней работе зрителя по восприяти??осмыслению спектакля становит? для создателей постановок поводо?не работать.
Мы ва?посади? буде?долг?бессобытийно присутствовать на сцен? ?вы работайт? дороги? работайт?- ил?вы не умеете мыслит?самост?тельно?! Качественн?организованн? провокац? ка?ра?для те? кт?боит? признать?, чт?ем?чего-то не хватае?для восприятия ?понимания. ?удобная индульгенц?, чтоб?не оттачивать свой профессионализ?
Константин Богомоло?- совершенно ин? история. Для ме? он бы??остает? самы?значительным ?многообещающим режиссером ?современно?России. Поэтом?когд?мо?ожидан? от ег?спектаклей стал?заметн?притуп?ть?, я первоначальн?подумала, чт?эт?связано ?"объедением" от количества премье??прошло?сезоне. "Карамазовы", втор? "Чайк?, "Гаргантю??Пантагрюэл?, по?самы?занаве?сезона ожидал? ещ??"Бори?Годуно?, ?ещ?были показы спектаклей Богомолова, поставленных ?Польше ?Литв?.. да ещ??"Гвоздь сезона" - всег?7 рабо?за сезо?!!
Поэтом?я отложила Рабл??Пушкин?на пото? желая немног?отвыкнут?от ставшего привычны?чуда. Но эт?не помогл? ?спектакля?этих оказалос?море хорошего (но привычно, ожидаемо хорошего) - но были ?заданность, прогнозируемость, предсказуемост?
?дело не только ?экрана?"Бориса Годунова" ил?исполнении попс?по?фонограмму оригинальног?исполнителя. На наши?глазах рождалас? оттачивалась ?публичны?выступления?(за которыми я очен?внимательн?следил? новая театральная философия. Пост-романтически?анализ, ноль-позиция, расска?воспоминание актера ?события? ?не их переживани?здес??сейчас, отка?от наигрыша ?игры... Вс?эт?было важн? интересн? ка?правил?- хорошо аргументированно, ? само?главно?- подтверждалось практико? Практико?же он??оказалос?подрублено. Беда подкралась незаметн? Оказалос? чт?систем?Станиславского ?ее магическим "если бы" ?"попробуе?ка??жизн? допускае?разнообразие просто ?силу того, чт?"?жизн? бывает по-разном??пути ?жизнеподобию ?каждог?свои. Результа?"систем? Богомолова заране?предреше? ем?не нужн?пытать? то та? то этак ухватить ?вытащить на сцен?реальность. Констатируя невозможност? лживость, тщетност?этих попыто? он остави?за бортом ?их цветущую сложност??изощренность. Пост?нств?ходо?обед?ет выдающегося художник? веде??окостенени?Константин?(печальны? крайне огорчительны?каламбур).
Последни?спектакл?Бутусова ?Богомолова, Ку?бина ?Волкострелов?вс?легч?описат?нескольким?наиболее характерными их чертам? творческ? палитр?режиссеров сужает? ?перестае?удив?ть.
? напротив, многие "классики", оставаясь внутри верн?себе, ищут новы?язы? пытают? не повторять?.
Большу?роль ?сужени?палитр?новы?поколени?играет, ка?мн?кажется, стремление уйти от якобы устаревшег?драматического театра ?пост-драматическому, которы?характеризуется ?опреде?ет? чере?отрицани?приемо?старог?театра, являет? лишь оппозицией ем?
?итог?оставляя старое, не нахо??нового. ?остают? ка?бы наедин?со свои?творческим миро? богаты??разнообразны? но бе?разработанного ?структурированного нового способ?ег?выражения на сцен?
Приемы подменяют методологи? ?та, напротив, допускае?разнообразие приемо?
Сейчас, когд?любая критик??адре?современно?молодо?режиссур?може?оказаться ил?стат?доносо?(ил?же быть использована ?тако?качестве) - очен?хочется восхищаться ?поддерживать. Очен?хочется защищать от нападо?не только свято?прав?художник?на свобод?творчества (?ее допущением ошибок ?даже злоупотреблени? ?такж??ее субъективность?оценок), но ?свою искренню?влюбленность ?то?ил?иной спектакл?ил?теат?
Здес?не обойтись бе?помощи зрител?со сторон?сами?творцо? Важн? чтоб?новы?поколения ?театре не боялись искать, пожелали отбросит?ил?критически переосмыслит?не только лучшие традиции из прошлого, но ?модные форм?наст?щего.
https://couscousyo.livejournal.com/82873.html