Тень Достоевского. Алексе?Сувори?(мистически?расска? |
Сувори?Алексе?Сергееви?(11.09.1834— 11.08.1912) - русски?публицис? издатель, беллетрист, театральны?деятель.
За день до Сочельника я получи?от одного литератора довольно большо?письмо, которо?начиналось та? «Одна бедн? женщин? личн?мн?известная, владее?портрето?Достоевского, писанным масляными красками ?день выноса ег?из квартиры, 31 января 1881 ?, художником ? ? Крюковым (живы??здравствующи?. Недавн?этот портре?бы?предложе?? ? Достоевско?для покупк?за 25 ?».
Зате?литерато?довольно пространно рассказывает, чт?? ?, вдов?? ? Достоевского, выразила сомнение, чтоб существова?портре?её мужа ?гроб? кром?писанног?Крамским тотчас посл?смерти; пото? когд?портре?ей бы?принесён, он?нашл?ег?непохожи??отказалась ег?приобресть. «Не найдёт?ли кого-нибудь из почитателе?Достоевского, кт?бы купи?этот портре?raquo;. Та?заключалос?письмо. ?телеграфировал литератору, чтоб?прислали мн?портре?
?самы?Сочельни?вечеро?мн?подали этот портре?на полотн??квадратных по?аршина. ?увидел мужску?голову ?закрытым?глазам? ?больши?лбом, ?рыже?бородо??усам? на?которыми чернелис?дв?ноздри носа, ??губами, плотно сжатым? Кругом чт?то намазано, не то цвет? не то Бо?знае?чт? Потому ли, чт?портре? ка?сообща?мн?литерато? «написа?пр?спущенны?шторах ?восковых свечах», ил?почему-либо другом? но я бы?совершенно согласен ?? ? Достоевско? чт?он не походи?на её покойног?мужа.
?приобрёл портре? хо? не любл?ни фотографий, ни портрето??мёртвы? Эт?лица ?закрытым?глазам?горазд?хуже, че?nature morte. Мёртвая роза — не то, чт?мёртво?тело. ?взя?портре?? положи?ег??ящи?шифоньерки, закрыл нескольким?листам?бумаги, чтоб?не увидет?ег? когд?мн?придёт? раскрывать ящи? Но, быть може? эт?старание, ?каки?я прята?портре?от се?, заставил?ме? целы?вече?думать ?Достоевско? ?живо вспомнил ег?смерть ?то глубокое впечатлени? которо?он?на ме? произвел?
?поехал на ег?квартиру. Эт?было далеко за полноч? Не верилось ?ег?смерть, ил? вернее сказат? я чувствовал како?то сомнение, смутно? странное, тревожно? Може?быть, он не умер ?я застан?ег?живы? Тако?чувств?мн?мног?ра?случалос?испытывать посл?вест??смерти близки?мн?люде? ?я дума? чт?эт?инстинкт жизн??ненавист??смерти. Хочется отдалить на ча? на четверть часа полную уверенност??смерти близкого мн?человека.
?взбежа?по лестнице, ?когд?лаке?отвори?мн?двер? ?не?вошё?за мною гробовщи? которого лаке?стал гнат? ?сня?пальто ?вошё??тёмную гостиную. Кт?то повторя?нескольк?ра? «Гд?мундир?» — ?кт?то отвеча? «Почё?я знаю гд?raquo;. Вероятн? дело шл??мундир?сына Достоевского, гимназиста, но я не сообрази??дума? «Разв??Достоевского есть мундир?» ?каторг?ег? описанная им ?«Мёртво?доме», пронеслась ?ме? ?голове...
Тихо ступ?, я подошё??ег?маленькому кабинету ?загляну??него. Длинны?стол, покрытый белы? ст??наискось от угла. Влев?от стол? ?стен? я увидел четырё?женщин, сидевших на коле???корточка?на соломе, постланной на полу; он?быстро возились ?че?то белы? пошлёпыв? по нё? поливая на него воду ?вытирая. Эт?бело?ворочалось, глух?стучал?по полу че?то ?шуршал?по соломе. Женщин?та?быстро ?груб?обращались ?этим белы? точн?воры, спешивши?поскорее собрат?награбленное ?убежат? ?решительно не понима? чт?эт?тако? ?приг?дывался. Вдру?бело?поднялось ?село, ?на бело?висела голова, лицо?вниз.
— Держ?ем?руки! — сказал?женщин? — Дава?рубашк?..
??повисшей головы вы?нулись руки, ?вс?тело закланялось то наза? то вперёд...
Эт?было тело Достоевского. Ег?обмывали на соломе, вытирали ?об?жали на этот длинны?стол.
?вспомнил беседы ?ни? вспомнил удивительные ег?похороны, ?которы?я тогд?сказал, чт?эт?были «не похороны, не торжеств?смерти, ?торжеств?жизн?raquo;; вспомнил то время, лихорадочное, напряжённое, чт?то затаивше?точн??себе, дышавшее че?то таинственным ?загадочным. Эт?было незадолг?до 1 март? ?очен?хорошо помн? чт??всех замечалось како?то смутно?беспокойство ?какая-то нервная, точн?ке?то приказываемая подвижност?
??эт?время свалил? этот талант, са?заключавши??себе чт?то таинственное, страстно??загадочное. ?литературе наше?он явился ка?привидение, ка?выходе?из какого-то такого мира, ?которо?до него никт?не говори? Этот ми?та?противоречил всем?тому, чт?открывал?до него русско?словесно?художество. Каки?то изломанные, больны?люди, каки?то «бесы», «идиоты», «сладострастник?raquo;, «преступник?raquo;, мистик?явились ?раскрывали свою русску? удивительн?сложну?душу, ?которо?наслоилось веками рабств? свобод? самопожертвовани? отрицани?всег?существующег? распутство, продажност?тела ?души ?сияющие призраки фантастическог?бушующег?..
До самого утра Достоевски?не выходи??ме? из па?ти, ?портре?беспокои?ме? та? чт??ме? являлось сильно?желани?выбросит?ег?ил?запрятать ег?куда-нибудь та? чтоб забыть ?нё?совсем. Мн?невольно вспомнил? «Портре?raquo; Гого? ?то беспокойство, которо?овладело художником. Бессонница мучила ме?, ?са?Достоевски?вырастал передо мной ?каку?то фантастическую личность.
Странное дело, на другой день, ?Рождеств? я совсем забы??портрете. Но мн?было очен?грустн???жело, особенно ?ночи. Точн?я сделал чт?то тако? чего не следовал?делать, ?эт?ме? мучило. ?этом?присоединилось чувств?какого-то невыносимого одиночеств? того одиночеств? которо?всег?сильне?чувствуется ?старости, когд?не то чт?люди уходя?от ва? ?уходит самая жизн? приучая на??одиночеств??могиле. ?решительно не находи?себе мест? Ночь?я взя?Шекспира ?стал читать «Ричард?II». Ме? остановили стих?
Горе
Мо?внутри: наружу можн?видеть
Лишь только тень невидимо?печали,
Терзающе?измученную груд?
Бросив «Ричард?raquo;, я принялся за «Генрих?IV»: «Фальстаф развеселит ме?», — дума?я. Но ??Фальстаф?мн?бросалис??глаз?не комические, ?умны?слов? ?я отмети?себе: «Если ромашк?растёт те?лучш? че?её больше топчут, то молодост?портит? те?скорее, че?её больше насилуют». Шекспи?те? межд?прочим, отличает? от современны?драматурго? чт??него ?глупцы гово??умны?речи, ??современны?— ?умны?гово??глупости.
Виновато ?этом не наше время, не реализ? ?наши теперешние драматурги, ?которы?ум?не отыщеш? Шекспировская фраз??молодост?напомнил?мн?«Бесо?raquo; ?одно мо?знакомство, след?которого остались ?письма?ко мн? лежавших ?то?же шифоньерке ?моей библиотеке, гд?я положи?портре?Достоевского.
?отпе?ящи? ?мёртво?лицо Достоевского было передо мною. ?открыл почему-то именно то?ящи? ?которы?положи?вчер?портре???которо?— я знал эт?— писе?не было. ?хоте?задвинут?ег??запереть ?вдру?вспомнил ?те?бумажных листах, которыми я закрыл портре? Гд?же он? Ящик бы?заперт. Кт?нибудь отво??ег?
?осмотрел ключ, точн?он мо?мн?чт?нибудь сказат? Пото?выну?портре? осмотрел ег?? снов?положи? ушёл ?кабине? чтоб?взять бело?бумаги ?завернут?ег?
?кабинете моём горела электрическая люстра, ?библиотека была не освещена, ?я ходи??не?со свечой. Взя?лист??книг? я подошё??библиотеке ?те?странным чувством пере?темнотою, которо? конечн? многим знаком? Эт?стра? но стра?рассуждающий, гово?щи? чт??мире ничего не?таинственног??чт?стра?только следстви?наши?предрассудко?
?победи?этот стра??подошё??ящику. Он бы?открыт, ка?я ег??остави? но мн?показалось, чт?портре?я положи?затылком головы ?окну, ?он лежа?этим затылком ?двер? «Како?вздо?» — обод??я се? ?нарочн?медленно положи?на портре?нескольк?листов бумаги, расправи?их ? запере?этот ящи? выдвинул другой, гд?лежали письма.
?стал отыскивать те, которы?мн?были нужн? Какая смес?почерков ?ли? Гово?? чт?почерк?выражают характер не только человека, но даже женщин?..
? во?письма, которы?я иска? Он?писаны таки?ровным, ясным ?чётким почерком, чт?читались, ка?хорошо напечатанн? книг? Значит ли эт? чт??рука, писавш? их, принадлежи?ясной, ровной ?честно?душе, ?которо?можн?читать бе?затруднения?
?дума?об этом, остановившис?на?нескольким?строчкам? гд?встречалис?слов? Лозанн? Ormont dessus, Diabilerlet... Дьяблер?.. дьяво?.. чёрт... таинственность... Отчего именно на?письмо?из Diableret я остановился?..
Вдру?шоро?.. ?ог?нулся, ?сердце забилось... ?проворно положи?письма ?запе?ящи? Но только чт?замолк звенящи?звук замк? я услыша?ясн?шоро?именно ?то?ящике, гд?лежа?портре?Фёдора Михайлович?Достоевского. Неужел?эт?мыши? Теперь, гово?? вся Росс? наполнен?мышами, которы?даро?приобретаю?нике?не покупаемый хлеб, ?естественн?такж? чт?он?лю??водить? ?библиотека??зубами читать книг? Мыши наверн?знаю? чт?есть книг? напечатанные исключительн?для ни? ?отпе?ящи? Портре?бы?закрыт, но бумага смята.
?сня?лист??увидел, чт?портре?перевёрнут вниз лицо? Не може?быть! Вероятн? я са?нечаянн?перевернул. Разв?возможно, чтоб чья-нибудь невидимая рука распоряжалась ?этом ящике? ?тому ещ? ящи?неглубокий, полотн?на?нуто на раме, ?потому перевернут?портре?можн?не инач? ка?сня?полотн??рамы. Те?не мене?мн?становилос?жутк? ?я подчинялся тому, чт?называет? панико? ?захлопну?ящи??бросил? во? Но только чт?я сделал нескольк?шаго? ка?свечку кт?то заду?
— Фёдо?Михайлович! — крикну?я невольно, точн?кт?то подсказа?мн? чт?эт?шутк?покойног?Достоевского. Сердце ?ме? та?билось, чт?я ухватился руко?за стол ?ясн?слышал, чт?будт?чт?то пронеслось надо мною, ка?тихо?движение воздух?
Войдя ?кабине? я зажё??нё?дв?электрически?люстры ?дв?ламп? ?двер?запе? Удивительн?эт?несообразность: если духи есть, то он?ведь проникаю?сквозь стен??заперт? двер?им нипочё? Но я, очевидно, ?то?момент дума?инач??отдыха?от испуга ?запертой ?ярк?освещённой комнат?
Како?стыд пугать?! Даже если тени приходя?сюда, то ведь он?никому зл?не делают. ?скольких привиден??читали мы ?слышал? но ни разу не случалос? чтоб эт?пришельц?побили кого-нибудь ил?сделал?каку?нибудь пакост? ?даже не помн? чтоб кт?умер от испуга, ?каки?только ужасов не рассказывали «очевидцы». Ясно, привиден? — существа безобидные. Но я бы?та?взволнован, чт?если ?не только челове? но даже моя собака явилась ?кабине? я приветствова?бы её, ка?истинног?друг? Чт?я, собака?
Даже шу?извозчичьего экипаж?успокоил бы ме?. Но Эртеле?переулок ?теперь тако?же пустынны? каки?бы?во времен?? ? Глинки, которы?жи?против ме?, ? ? дощечк??надписью, чт?ту?жи?Глинка, прибит?ка?ра?против окон моег?кабинета...
?ушёл ?себе ?спальн??старал? уснуть. Но Достоевски?не дава?мн?поко? ?та?ясн?ег?виде? ег?фигуру, тихо ?осторожн?движущую?, ег?худо??печально?лицо. ?виде?ег? когд?глаз?мо?были закрыт? Он носился сверху вниз. ?не виде? ка?он поднимал? ввер? но, опустившис?вниз, он снов?являлся вверху ?плыл вниз. Ра?я виде?ег?гово?щи? Он двигал? сверху вниз, гово? чт?то, ?только чт?он скрылся из пространства моег?внутреннег?зрен?, я ясн?услыша? чт?кт?то ступал осторожн? точн??валенках.
— Кт?эт? — произнёс я. — Кт?
— Эт?я, — сказал че?то голо? ?шаги снов?послышалис?за ширмою, которая отде?ла мо?постел?от комнат? Челове?ходи?взад ?вперёд тихо ?осторожн? ?я старал? зажечь лампочку ?иска?ощупью электрически?проводники, висевшие по стен? ?постел? Говорить я не мо?от страшног?волнен?. Но ?уш?мо?нёсся тихи?шу?шаго??глухой голо?
— Алёш?Карамазо? Алёш?Карамазо?.. Дв?гения — Толсто??Нитч? Нитч??Толсто?.. Нитч?выступил анархистом, Толсто?христосико?.. Ха, ха, ха.
Эт?бы?не смех, ?сухи? холодные звук? выходившие точн?из?рт?механической кукл?
— ?утопис? утопис? утопис?.. ?мистик, мистик... Ах, Алёш?Карамазо?.. Ты тоже мистик... Тоже утопис?.. ?доброт?— утоп?, большая утоп?... Ведь даже ?Господ?Бога есть ад...
?зате?глубокий вздо? ?ка?будт?кт?то побежа?мелким?шажкам? точн?маленькая птичка.
Огон?наконе?вспыхнул. Передо мною невысокая ширм? ?на этой ширм?я увидел голову Достоевского.
Он ст??сзад?ширм? ?из-за не?виднелас?только ег?голова, но не та, чт?на портрете, ?друг?, несомненно, на него похожая, ?редким?волосами на голове, ?ег?глазам? ?ег?бородо? Он?точн?воткнута была на ширм?..
«Галлюцинац?, галлюцинац?», — повторялось ?моём мозг? точн?маятник, отбивающий секунд? Но голова несомненно виднелас?мн?совершенно реальн? ?глаз?светилис??моргал?..
— Галлюцинац?, галлюцинац?, — говорила голова, качаясь взад ?вперёд. — Сначал?умри, ?пото?говори: «Галлюцинац?, галлюцинац?... »
?голова закачалась быстре?.. ?исчезл?..
Не знаю, я, може?быть, ?ум?сходил. Но то, чт?я виде? — виде? ?ка?эт?называет? ?наук?— не вс?ли равн?
справк?об авторе
Сувори?Алексе?Сергееви?(11.09.1834— 11.08.1912) - русски?публицис? издатель, беллетрист, театральны?деятель. ?1876-?Сувори?стал владельцем газеты «Ново?время», получившей широко?распространени?
?1911-?учреди?издательство «Ново?время».
Создал «Контрагентство печати» — монополистическу?организаци? занимавшую? сбором информации ?распространением периодически??других печатных издани?по всей России. Издава?многочисленные справочник?«Весь Петербур?raquo; (?1894), «Вся Москва» (?1895), «Вся Росс?» (?1895), «Русски?календар?raquo; (?1872), ?1880-го — «Исторический вестни?raquo; ?труд?по истори?России.
источник ?"Чудеса ?приключения" ?,2015
Серия сообщени?"Достоевски?Фёдо?Михайлович":
Част?1 - Тень Достоевского. Алексе?Сувори?(мистически?расска?
Част?2 - ?портрету Достоевского художник?Георгия Кичигина.Стихотворени?Олег?Клишин?/a>
Част?3 - Достоевски?Цитаты ?размышления.
...
Част?7 - Достоевски?изго?ет бесо? Каки?пророчеств?русского гения сбываются ?XXI веке
Част?8 - Глазунов Ил? - иллюстраци??произведен??русски?классических авторо? Част?2-я.
Част?9 - Единой луковкой спасти? ?проблеме апокатастасиса ?романе "Брат? Карамазовы". Татьяна Касаткин?
Рубрик? | Православи?Чудеса ?мистик?/a> Книг?Проз?/a> История /Личности Страны ?народы/Росс? Непознанно??таинственное Литература |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |