Пожалу? во всем Ветхом Завете мы не найдем героя стол?ярког??многогранног? ка?израильски?царь Дави? ?отличи?от других ветхозаветны?персонажей, характер?которы?лишь угадываются за ёмки? но лаконичным библейским тексто? обра?Давида воссозда??древни?летопи??тщательн? детально, рельефно, ?долг? ?удивительн? история ег?жизн?пересказан?подробно ?неспешно (1-я кн. Царств, глав?16 – 3-я кн. Царств, глав?2).
Джиованн?де Грасси. Миниатюр??изображением Ца? Давида из Часослов?Висконти, Итал?. 1389
Кт?же тако?Дави? Избранни?Господ? всенародны?любиме? баловень судьбы. Юный златокудры?пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первог?израильского ца? Саул? венчал на царств?грозны?пророк Самуил. Легендарны?геро? которы?бе?оруж? ?доспехов, упов? лишь на помощь свыш? выше?на битв??великано?Голиафом ?победи?ег? Вдохновенный поэт, восхва?вший Господ??свои?псалма? Гениальный музыкант, которы?игро?на арфе излечива?мучимого душевной болезнью ца? Саул? Одинокий изгнанни? вынужденны?скрывать? ?гора?от преследовани?обезумевшего ца?. Челове? наделенный неистово?сило?чувств, будь то беззаветная дружба ?сыно?Саул?Ионафано?ил?страстная любовь ?женщин? Неотразимы?мужчин? которы?легк?завоевывал сердца де??замужних матрон: юной дочери Саул?Мелхол? мудрой Авигеи ?прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, которы?отправил на верную смерть военачальник?Урию, мужа полюбившей? ем?Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-?тежник?Авессалома. Тонкий дипломат ?полити? которы?посл?гибели ца? Саул??ег?сынове??битв??филистим?нами суме?отст?ть свое прав?на престо? удержать ег? вопрек?всем интригам, ?основать династию. Велики?государь ?военачальник, которы?покори?филистим?? создал мощную держав??сделал «град Давидо?raquo; Иерусали?столицей своего государств?
Псалтырь герцог?Беррийског? 1386 ?
Дави?– один из немногих ветхозаветны?героев, наделенных прямо?речь? причем эт?не отдельны?реплик??не отвлеченны?поучен?, ?открытое лирическое выражени?чувств. ?трогательных диалогах ?Ионафано? ?скорбных плачах по Саул??Ионафану, по ?тежном?сыну Авессалому, ?главно?– ?свои?возвышенны?псалма?во слав?Господ? Дави?предстае?пере?нами человеко?благородны? благочестивы? искренни?
Фр?Анжелико. Царь Дави? 1443-45 гг.
Естественн? чт?Дави?привлека?внимание европейски?художников больше, че?прочие геро?Ветхог?Завета. Но причин?этог?интереса не исчерпываются литературным?достоинствам?библейских летописе? Свое?попу?рность?Дави?обяза?не только выразительны?текста?хроник, но ?Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмо?Давида) - наиболее востребованн? ?христианском мире книг?Ветхог?Завета. На Псалмы пост?нн?ссылаются проповедники ?авторы богословских трактато? ?ни?ищут пророчеств??грядуще?пришествии Христа, он?входя??состав церковны?служ? имею?множеств?музыкальны??стихотворных переложени? Авто?большинств?псалмо?– библейский царь Дави?– на многие века стал пост?нным духовным спутнико?верующих. Изображения Давида-псалмопевц??арфо??рука?част?украшали книжны?миниатюр?(иллюстраци??Ветхом?Завету ?Псалтыри), ?такж?каменную резьбу ?витраж?соборо?
Клаа?Слютер. Пророк Дави? Колоде?пророков ?монастыр?Шанмол? Дижо? 1395-1406
Однако боле?всег?почтительное отношени??Давиду об?сняет? те? чт?он считается прямы?предко?Христа. Вера евреев ?то, чт?грядущи?спасител?- Месс? – придет из дома Давидова, была воспри?та христианство? Обра?Давида богослов?истолковывал?ка?предшествующее воплощение Христа, ?эпизод?из жизн?израильского ца? – ка?спасительные деяния Иисуса. Та? ?битв?Давида ?великано?Голиафом теолог?видели поединок Христа ?антихристо?
Кром?того, древни?сказан? част?обретали сугубо современны??не связанный ?религиозно?символикой смыс? Та?было ??ренессансной Флоренци? Дави?стал для флорентийцев национальным героем. ?юном победителе Голиаф?он?видели символ своего города, которы?отстаива?независимост??борьбе ?могущественным?сосе?ми. Читатель, конечн? сраз?вспомнит главну?достопримечательност?Флоренци?- знаменитую статую Микеланджело, но на?разговор начнет? не ?не? ?великолепног?микеланджеловского Давида были предшественник? ?знакомство ?ними поможе?на?лучш?по?ть вс?оригинальность замысл?великого скульптора.
Донателл? Дави? 1408 ?
Пара?победителе?Голиаф?открывае?«Дави?raquo; (1408 ?) Донателл? прославленного предшественник?Микеланджело. Знаменательн? чт?мраморная стат? первоначальн?предназначалас?для собора Сант?Мария дель Фьор? но ?1416 ? ее приобрел?Синьор? (городско?сове? ?установила пере?свое?резиденцие?Палацц?Веккио (Палацц?делл?Синьор?). ?скульптуре была добавлен?многозначительная надпис? «Храбры?борцам за отечеств?Боги помогают против ужасны?врагов».
Современному зрител?стат?, однако, вря?ли покажется убедительной. Нескольк?высокомерный юнош??щегольской накидк?стои??небрежно? даже манерной позе. ?ег?но?лежи?огромн? голова поверженного Голиаф? Этот Дави?мало похо?на скромног?пастушка, ?те?боле?- на бесстрашного воителя, которы?метким ударом выпущенног?из пращ?камня убил великана, ?пото?обезглавил ег?
Донателл? Дави? 1430 ?
Второй ра?Донателл?обратился ?тому же сюжету ?1430 ? Впервы??итал?нско?скульптуре Возрождения была создан?полность?обнаженн? фигура. Гладко отполированн? блес?щая бронзовая поверхност?статуи подчеркивает легкость фигуры юног?Давида. Ег?тело кажется слишко?изнеженным, даже немног?женственны? Победитель Голиаф??широкополо?пастушеско?шляпе задумчив?смотри?на устрашающу?голову, будт?не сознав? совершенного им подвиг? Первоначальн?стат? принадлежала семейств?Медичи, но ?1495 ? он?была установлен??одно?из дворов Палацц?Веккио.
Андреа Вероккьо. Дави? 1473 ?
Близка по замысл??этой работе ?скульптура Андреа Верроккь?(1473 ?): стройн? бронзовая фигура, ме??руке, отрубленная голова Голиаф??но? Дави??Верроккь?разв?чт?боле?мужествене? че?донателловский. ?эт?работа была, ?свою очеред? куплен?Синьорие??владельцев, семь?Медичи. ?Палацц?Веккио образовалось уж?целая коллекция произведений, воспевающи?библейског?героя, когд??1504 ? на площад?пере?Палацц?вознес? мраморны?колосс - «Дави?raquo; Микеланджело, созданны?по заказу Флорентийско?республики.
Микеланджело. Дави? 1504 ?
Представим себе, чт?человечество должно выбрат?одно-единственное произведение искусств? которо?олицетво?ет вс?лучшее, чт?есть ?юношах Земл? Наверное, избран бы?бы микеланджеловски?Дави? Трудно представит?себе обра?боле?притягательны? возвышенны???то же время полность?земной, одухотворенный ?одновременно чувственны? исполненны?благородства ?внутренней силы, зрелог?мужества ?юношеско?решительност?
?отличи?от Донателл??Верроккь? Микеланджело изобрази?не победите?, ?воин?защитник? которы?готовится ?бо? Скульпто?отказался от эффектного противопоставлен? красивог?юног?тела Давида ?устрашающе?головы Голиаф? Отвергну?эт?конкретное иллюстративное решени? Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистически?смысло?
Лоренц?Бернин? Дави? 1623 ?
Дави?Донателл?- победитель милостью Божьей. Са?по себе очаровательный мальчи?пастух не стол?уж значителен, он силе?лишь ка?орудие Господ? Пр?взгляде на прекрасное волево?лицо ?мощную фигуру микеланджеловского Давида, становит? ясн? чт??этог?атлета достанет собственны?си? чтоб?одержать любу?победу. Именно тако?гордый обра?Давида-борц?бы?созвучен эпох?Высокого Возрождения ?ее веро??безграничные возможност?человека ?очен?близок молодому Микеланджело, героическому складу ег?дарования.
Андреа дель Кастаньо. Молодо?Дави? 1430-?гг.
Тициан Вечеллио. Дави??Голиаф. 1542-44 гг.
Каравадж? Дави??голово?Голиаф? 1609-10 гг.
Орацио Джентилеск? Дави??голово?Голиаф? 1610 ?
Гвид?Рени. Дави??голово?Голиаф? 1605 ?
Доменико Фетт? Дави??голово?Голиаф? 1620 ?
Битв?Давида ?Голиафом была излюбленны?сюжето?не только для скульпторо? но ?для живописцев, особенно ?17 столетии. Эпох?барокк?ценила контраст? ?ид? изобразить цветущег?юнош??безобразно?голово?враг??рука?представ?лась художникам заманчивой. Назове?тр?картин?Каравадж? работы Рубенс? Бернин? Фети, Рени, Джентилеск? Строцц? Кастаньо, не гово? уж ?мене?известны?произведен??
Чима да Канельяно. Дави??Ионафа? 1505-10 гг.
Рембранд?Хармен?ва?Рейн. Прощание Давида ?Ионафано? 1642 ?
Отда?дань этой теме ?молодо?Рембранд??многофигурно?композиции «Дави?приносит голову Голиаф?царю Саул?raquo; (1627 ?). Но ?боле?поздне?картин?«Прощание Давида ?Ионафано?raquo; (1642 ?) пере?нами предстае?совсем другой Дави?- не блес?щи?триумфатор, не славны?победитель, ?гонимы? доведенный до отчаяния челове? Верный Ионафа?помо?Давиду скрыть? от гнев?своего мстительного отца, ца? Саул? ?во?настал ми? когд?он должен оставить друг??одиночеств? «?плакал?об?вместе, но Дави?плакал боле?raquo; (1 кн. Царств, 20:41). Недвижны? словно окаменевши? Ионафа?поддерживает друг??гк??бережн? Дави?же обнимает Ионафана отчаянн? истово, он сломле?страхо??страданием. Мы не види?ег?лица, но чувствуе? чт?тело сотрясает? от рыдани?
Примечательн? чт?картин?Рембрандта – гимн преданност? верности, дружбе - единственн?, написанн? на этот сюже? Хо? ?17 веке богословские толкован? уж?не имел?такого вл?ния на ум? ка??боле?раннюю эпох? обра?Давида-триумфатор?основательно затмил прочие сторон?ег?натуры. Показывать славного ца? ??желу?минуту жизн? когд?он да?волю слезам, припав ?груд?друг?hellip; Эт?полность?шл??разрез ?традицие? было не то чтоб?запрещен? но не принято. Ка?не принято было сочувственно относить? ?предшественник?Давида, отвергнутому Господом царю Саул?
Гверчино. Саул атакуе?Давида. 1646 ?
Ян де Брей. Дави? играющий на арфе. 1670 ?
Эразму?Квеллину?II. Саул ?Дави? Фрагмент. 1635 ?
Лука?ва?Ленден. Дави?играет пере?Саулом. 1646 ?
?хрониках рассказывает?, чт?Дави?част?игра?для Саул?на арфе. Практическ?вс?художник? которы?бралис?за этот сюже? ?то?числ??молодо?Рембранд?(картин?1630 ?), изображали момент, когд?Саул ?приступе безумия собирает? броситься ил?уж?набросил? ?копьем на Давида. Но зрелог?Рембрандта, вернувщего? ?этом?сюжету ?1650- ?годы, вдохновили другие строки хроник? «?когд?злой ду?от Бога быва?на Саул? то Дави? взя?арфу, игра? - ?отраднее ?лучш?становилос?Саул? ?ду?злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).
Узкоплечий мальчи??чутким?пальцами сосредоточен?играет пере?рыдающим, обессилившим от душевной муки царе? ?звук?арфы перено??обои??неко?иное измерени? гд?не?борьбы за власть, болезненно?подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнут? снов? ?Давиду придет? бежать ?горы, спас? свою жизн? Но пока звучит арфа, прилежному музыкант?ничт?не грозит. Вдохновенный артист ?растроганный слушател?та?поглощен?музыко? чт?вс?иное для ни?просто не существует. Рембранд?рассказывает собственно не об эпизод?из жизн?Давида, ??целительно?силе искусств? ?минуте душевног?просветлен?, котору?переживает ожесточивший? владык?
Рембранд?Хармен?ва?Рейн. Саул ?Дави? 1629-30 гг.
Рембранд?Хармен?ва?Рейн. Саул ?Дави? 1655-60 гг.
Та?же, ка??«Прощание Давида ?Ионафано?raquo;, не имее?аналогов картин?«Дави??Ур?» (1665 ?), хо? история преступной любв?Давида ?Вирсавии, жене военачальник?Урии, част?становилас?темо?живописи. На одни?картинах запечатлен ми? когд?Дави??высоко?башн?своего дворца случайно увидел купающую? красавиц??воспылал ?не?страстью, на других мы види?обнаженную Вирсавию ?письмо?Давида ?руке. Закулисн? сторон?этой истори?– неправедны?поступок Давида, которы?тайн?отда?приказ поставит?Урию ?само?жаркое мест?боя ?оставить ег?бе?помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.
Рембранд?nbsp;Хармен?ва?Рейн. Дави??Ур?. 1665 ?
Необычна композиц? картин? Тр?человека ст??спиной друг ?друг? но лицо??зрител? На переднем план?уходящи?от ца? Ур?, всле?ем?смот??Дави??пророк Ната? которы?именем Господ?осудил Давида ?привел ег??покаяни? Ни один не види?лица другог? ни один не должен скрывать свои чувств? Ур? прижал руку ?груд? ?него ви?обреченног? которы?только чт?услыша?приговор. Во взгляде Давида – сожалени??чувств?утраты. Он сознае?свою греховност? но не ?сила?поступит?инач?
Ян Массей? Царь Дави?види?Вирсавию. Середина 16 ?
Эт?тр?картин?показывают на? ка?свободно относился Рембранд??сложившимся традиц???изображени?событи?Ветхог?Завета. Для него существовали лишь собственны?впечатления ?переживания, только личный опыт. ?эт?роднит ег??Микеланджело. Об?велики??стол?не похожи?мастер?не снисходили до изобразительного комментария ?Библии. Непосредственный смыс?сказаний бы?для ни?лишь поводо?для обобщени? для зрелых ?оригинальных суждений ?человеке. Но парадоксальным образо?именно их творен? наиболее верн?передают ду?библейских тексто? их универсально?значение.
Чечино дель Салват? Вирсав? идет ?царю Давиду. 1552-54 гг.
?посвященном Микеланджело романе «Муки ?радост?raquo; Ирвинг Стоу?писа??статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, ?которо?совместились бы множеств?люде? вс?те, кт?от начала времен отваживался сражаться за свобод? Дави?олицетво??для него человеческую отвагу ?любо?сфер?жизн?raquo;. То же само?можн?сказат???рембрандтовски?героя?– Давиде, Ионафане, Саул? Урии. Их образы воплощаю?множеств?поколени?люде? те? кт?безоглядн?отдавался творчеству, те? кт?бы?безвинно осужде? те? кт?страда?от притеснени?власти ?те? кт??риском для се? защища?гонимы? те? кт?по слабости свое?грешил ?те? кт?проливал слез?раск?ния, - всех на?
Пите?Паул?Рубенс. Вирсав? ?фонтан? 1635 ?