Военная судьба Янин?Жейм?/b> |
?75-летием Велико?Победы
Документальные телепрограмм? ?программ?Глеб?Скороходов?упоминается автобиографическ? рукопись Янин?Болеславовны, котору?Скороходов?передала для ознакомлен? дочь актрис?? Костричкин?
«БОЕВЫЕ КИНОСБОРНИКИ»
На киностудии ?Алма-Ат?снимаю??основном короткометражк?для «Боевых киносборнико?raquo;, которы?пото?посылают на фрон?
Перв? моя работа — ?короткометражк?«Ванька-Танька». Сценарий я привезла из Ленинграда. История ?ни?была такая.
Ка?то стои?мы ?коридоре «Ленфильм?raquo; — оператор Воло? Рапопорт, режиссер Гербер?Раппапор??я, — пережидаем бомбежку. Наконе?немецкие бомбардировщик?улетел?— можн?идти домо? Но ту??на?подходит незнакомый челове?? поздоровавшись, говори?
— Ва? ка?многих кинематографисто? очевидно, эвакуируют ?Алма-Ат?ил?Ташкен? гд? ка?я узна? есть действующи?киностудии. Поэтом??ме? ?ва?огромн? просьб? возьмите, пожалуйста, ?собо?мо?сценарий. Называет? он «Ванька-Танька». Возможно, эт?прозвучи?нескромн? но, по-моем? сценарий удачны? ?только чт?бы??вашего директор? хоте?отдать сценарий ем? но он сказал, чт?съемок на «Ленфильм?raquo; сейчас не??когд?он?буду?— неизвестно. Поэтом?я обращаюс??ва? Кстати, товари?Жейм? главная роль ка?ра?для ва? Та?мн?кажется.
?он вручае?мн?свой сценарий. Мы пообещал? чт?сделае?вс? чт??наши?сила? Сценарис?поблагодарил на? попрощал? ?ушел.
Этот челове?ка??воду гляде? чере?некоторо?время мы вс?трое встретилис??Алма-Ат?
Мы прочли сценарий, он на?понравил? — написа?на злоб?дня ??хороши?юмором. Гербер?Раппапор?добился разрешен? снять по нему трехчастевку для «Боевог?киносборника». Пере?начало?съемок он сказал:
— Друз? мо? та?ка?пленки на?выделили очен?мало, снимат?буде?только по одному дубл?
Мы та??называли на?филь?— «картин?одного дубля».
Помн?дв?рабочи?момент?во время съемок этог?фильма.
Павильон на?достал? неудачны? вс?смен?были ночные, ?ночь?работать очен?трудно, поскольк?талант спит.
Репетируем сцен? ?хате за столом сиди?Ванька — то есть я. Вдру?слышит? топо?сапо?нескольких челове? Ванька только успевает сп?тать? на высоко?печк? ка??хату входит группа немецких офицеров. Он?рассаживаются вокруг стол???че?то болтаю? ?один из ни?вытаскивае?папиросу ?закуривает. ?этом мест?на репетици?акте? играющий закуривающег?немц? просто говори? «Здес?я закурива?raquo;. Ванька ?эт?время чт?то ищет на печк? наконе?находи?br />
глиняны?горшок, кидает ег??ламп? свет гаснет, ?темнот?Ванька выпрыгивае?из окна ?убегае?
Когд?сцен?тщательн?отрепетировали, режиссер да?команд?
— Приготовиться ?съемке!.. Мото?
Начинаем играть, но когд?акте?по-наст?щему закуривает, раздается громки?крик:
— Прекратить курени?
— Стоп! Стоп! — возмущенно восклицает режиссер. — Кт?сорвал съемку?!
Оказывается, дежурный пожарный ??ти утра не вы¬держал ?заснул. Вс?репетици?он проспа? но когд?по¬чувствовал запа?дыма от папиросы, проснулся ? не разобравшись, ?че?дело, нача?орат?
Пока бурн?выяснялись отношения, я воспользовалас?непредвиденной паузой ?вышл?из павильон?на лестницу. Понимая возмущение режиссер? я не могл?не сочувствоват??пожарном? действительн? спат?хотелось безумн? Когд?то я ?таки?случ??пила крепки?кофе ил?съедал?шоколадк? но гд?эт?сейчас возьмешь? Войн? Чтоб?ка?то взбодриться, я решила покурить, но не успела пару ра?за?нуть?, ка?пожарный, злой ка?тигр, выскочил из павильон?? увидев ме? ?папиросо? подскочи??наотмашь стукну?ме? по затылк?
— ?ты ещ? молокосо? будешь здес?курить?!
От неожиданного удар?я поте?ла равновесие ?кувырком полетела вниз по лестнице. Пожарный вс?ника?не мо?успокоиться ?продолжа?кричат?
— Думаеш? ра?тебе, ка?наст?щему артист? доверили исполнять роль, ты теперь ?папироск?можешь курить?! Неет! Шалишь! Ещ?ра?увиж? та?тресну — сраз?забудешь, чт?те? зову?Ванька!
Но ту?он внезапно замолчал. Очевидно, от удивления, потому чт??отве?на ег?угрозы я радостно расхохоталас? если до съемок ?ме? были сомнен?, чт?я смог?сыграт?двенадцатилетнег?мальчишк? то посл?оплеух?пожарног?я убедилас? чт?зрител?мн?повери?
Второй рабочи?момент бы?не таки?забавным.
?сценарии была сцен? Ванька карабкается на высоко?дерево, растущее возл?дома, на крыш?которого протянуты провод? прыгае??дерева на крыш?дома ?перерезает эт?провод?
Накануне съемки Гербер?Раппапор?спроси?ме?, готова ли я ?этой сцен? ?утвердительн?кивнул?голово? хо? ?действительности эт?было не та? дерево ст?ло на ожив¬ленной улиц? ?репетировать та?днем я не могл? ?ночь??на?были съемки ?павильон? ?надеялась на старый кура? како?то время я работала ?цирковом номере, гд?мн?нужн?было влезат?на перш , ?делала эт?довольно ловк? та?чт?теперь рассчитывала, чт??на дерево смог?забраться. Впроче? даже если бы ?ме? было время, репетировать я бы вс?равн?не стал? зн? по опыт? чт?посл?большого перерыва такая репетиция закончит? те? чт?на следующи?день я не смог?влезть не только на высоко?дерево, но даже на низеньку?табуретк? Поэтом?я решила рискнуть. ?то, чт?мо?мышц?пото?буду?болеть, не та?важн? поскольк?сложны?трюк?уж?останутся позади.
Наступил момент съемки. Оператор Воло? Рапопорт ставил свет, ?вокруг постепенно собиралась толп?зрителей. Милиция следил? чтоб?он?не переступал?«порога» съемочно?площадки. ?ждал? когд?закончит? подготовка ?размыш?ла: «?вдру?я вс?таки не смог?влезть на дерево? Ведь прошло мног?ле??те?по? ка?я взбиралась на перш. Тогд?я была юной девушкой, ?сейчас — взросл? те?, ?ме? уж?двое дете?..»
Ко мн?подоше?режиссер ?сообщи? чт??съемке вс?готово.
— Кстати, — сказал он, — на всяки?случай от дерева ?крыш?перекинута дощечк? Если понадобится, можете воспользоваться. Да! ?гд?же ва?но?
?вытащила из-за пазухи но?
— ??.. Ещ?одно: ка?только перережете провод? ту?же прячьтесь за труб? Теперь, кажется, вс?
Он облегченно вздохнул. Чере?нескольк?мину?послышалас?команд?
— Приготовиться ?съемке!.. Мото?
?подбежал??дереву, ог?нулась, не следит ли за мной кт?нибудь, ?довольно быстро вскарабкалас?на дерево. Добравшись до макушк? увидел?длинну?узенькую дощечк? Когд?я ступил?на не? мн?показалось, чт?он?не выдержит моег?веса. Надо прыгат? хо? дерево стои?не та?близко ?дому, ка?эт?выглядело сниз? Ка?бы та?ни было, прыгат?надо — выхода не? Прыгнула. Уцепилас?за край крыш? влезла на не?— вижу провод? Но крыш?то покатая. ?трудом, цепляясь за каки?то трещин??зазубрин? доползла до проводов, перерезала их, ?таки?же трудом добралас?до труб? ухватилась за не? немног?передохнул??осторожн?съехал?на другую сторон?крыш? нащупала ного?лестницу... Уф! Посл?проделан¬но?операции слезть на земл?по лесенк?было прощ?простого.
— Завтра выходной день, — услышала я голо?администратора.
Боже, ка?кстати! Но... Утро? когд?привезли пр?вленны?материал, оказалос? чт?вся сцен?была снята на бракованно?куск?пленки. Вс?надо переснимат? Когд?я узнала об этом, ?ме? сжалос?сердце: ка?я ?предвидела, ноги ?руки уж?начали болеть. Чего я не предвидела, та?эт?пересъемки. Завтра нужн?буде?повторит?вс?эт?операцию, ?тело буде?болеть ещ?больше. Во?ва??«картин?одного дубля»!
На следующи?день моя сестра Эля дала мн?таблетку болеутоляющег??помогл?добраться до съемочно?площадки. Та?уж?кипела жизн? вс?суетилис? устанавливал?свет — каждый занимался свои?дело?
Раздалас?команд?режиссер?
— Приготовилис??съемке!.. Мото?
Ту?(?чудо!) я резв?бросаюсь ?дереву ?повторя?вс?то, чт?делала на предыдущей съемке. Не знаю, каку ме? эт?получилось: то ли, ка?уж?не ра?бывало, помогл?школ?цирковог?детств? то ли проснулись скрыты?во мн?резерв?— ?экстремальны?ситуац??эт?случается. ?была та?возбуждена, чт? оказавшись на земл? обратилась ?режиссер??оператор?
— Може? на всяки?случай снимем ещ?дублик?
— Не?не? — замотали головами об?Рапопорт? — пленку проверил? вс?буде??по?дк?
?только ту?я опять почувствовал?боль во всем теле. Интересн? куда он?девалась во время съемки?
Эля, пыхтя, дотащила ме? до дома, уложил??постел? дала каку?то таблетку, ?я моментальн?заснул?
Ближ??вечеру ?на?зашл?Рапопорт ?Раппапорто?? увидев, чт?я лежу, очен?встревожилис? Мы ?сестро?стал?их уверять, чт?ничего страшног? просто я слегка приболел? Успокоившись, он?дали мн?пару дней на поправку — ?вскоре филь?бы?благополучно досня?
Кром?на??Элей, никт?та??не узна? чт?съемки сцен??дерево?были по?угрозо?срыв? «Боевой киносборни??12» ?август?1942 года бы?выпуще?на экраны.
Второй филь?из «Боевых киносборнико?raquo;, ?которо?я снималас? тоже выше??1942 году. Назывался он «Юный Фриц», сценарий написа?Самуил Маршак. Главну?роль та?сыграл Михаил Жаро? ?ме? была небольшая ролька немецкой девочк?Гертруды. Роль отрицательная, ?мн?эт?было очен?интересн? прежде я снималас?только ?положительны?ро?? Режиссерам?были Григорий Козинцев ?Леонид Трауберг.
Третий филь?того же формат?назывался «Пчелка». Тема та?была такая: ?тнадцатилетняя девочк?по прозвищу Пчелка (ее играла я) заводи?немцев ?болото ?вместе ?ними погибает. Партнеры называли ме? «Сусани??юбке».
Сним?сь ?«Боевых киносборника?raquo;, я част?вспоминала свой разговор ?ранеными бойцам??ленинградско?госпитал??очен?надеялась, чт?эт?короткометражк?достав?ли радост?бойцам на передово? настраивал?их на победу ?помогали преодолеть ?желы?испытания.
«Дв?бойц?raquo; ?Марком Бернесом ?Борисо?Андреевы??главны?ро?? Работа на?фильмо?уж?подходил??ко?shy;цу, ?вдру?Луко? столкнувшись со мной ?коридоре гост?shy;ницы, говори?
— Яня! Ка?хорошо, чт?я ва?встретил! Дело ?то? чт??ме? ?сценарии есть эпизод, которы?я вс?время откладываю, потому чт?ника?не могу найт?на него подходящу?актрис? ?во?недавн?я сообрази? чт?«подходящая актрис?raquo; — эт?вы. Умоля? выручите ме?! Эпизод маленьки? но очен?важный. Пожалуйста! На ва?вся надежд?
Ка?я пото?узнала (уж?посл?войн? случайно), этог?эпизод??сценарии не было, но, по?? чт?со мной пр?shy;исходи?чт?то неладное, Луко?реши?заставит?ме? работать. Дело ?то? чт?до этог?разговор?я от всех предложени?отказывалась, уверенная ?то? чт?не справлюс?даже ?малюсенько?ролько? Но ту?челове?просит ?помощи — не могу же я ег?подвести.
Правильн?гово?? чт?работа — лучший лекарь. Спасиб?Лукову огромное: эт?было начало?моег?выздоровления.
Чт?? ра?пообещал?— ?назначенны?день ?ча?я ид?на съемку. Ме? одел?санитаркой ?привел??павильон. По правде гово?, я была ?растерянности: не верила ?се?, не верила, чт??ме? чт?то получится. Луко?терпелив?стал об?снять, чт?эт?за эпизод. ?внимательн?выслуш?shy;ла ег??честно говорю:
— Ле?, вы, очевидно, спутал?ме? ?ке?то другим. ?вообще никакая не актрис??ничего ?кино делать не умею.
На чт?Луко?спокойно мн?отвечает:
— ?мн?ничего от ва?не надо. Ва?только нужн?подойт??койк?раненого — ?вс?
— Пожалу? подойт??койк?я смог? — неуверенно произнош?я.
— Во??отличн? — радостно восклицает Луко? — Кстати, ?nbsp;1934 году, когд?вы были ?Киев? я предложи?ва?главну?роль ?свое?картин? ?nbsp;вы отказались, сказав, чт??радостью бы ?ме? снялись, но за?ты ?nbsp;« Го?чи?денечках» ?плюс ещ??Кудрявцевой ?фильме «Разбудит?nbsp;Леночк?raquo;. Но пообещал? чт?если когд?нибудь я снов?предложу ва?nbsp;снять?, ?вы ?эт?время будете свободны, то обязательно согласитес? Помнит?
— Да, я обещал? помн? Но тогд?я умел?работать, ?сейчас...
?обще? ?этом эпизод?я двигалас?ка?автома? ?результа? по-моем? бы?весьма плачевны? Но когд?Луко?скомандова? «Стоп! Снято!», ко мн?подошл?Марк Бернес ?Бори?Андрее? Андрее?сказал:
— Ну? ?чего вы волновалис? Вероятн? эт?потому, чт?вы ещ?не до конц?пришли ?се? посл?блокад? Но этот эпизод вы сыграл?прекрасн?
— Кром?того, — добави?Бернес, — по себе знаю: ?на? актеро? от усталост??како?то момент може?наступит?депрессия. Но он?проходит. Ничего, Яня, скор?вы будете ?полном по?дк? Ка?обычно.
Чере?како?то время пришла телеграмма из Сталинабад?от режиссер?Василия Пронин? Предлага?роль Кати Веселово??картин?nbsp;«Март-апрель». ?боюс?ехат? поскольк?вс?ещ?не уверен? чт?смог?работать, но вс?ме? уговариваю?— никт?же не знае? чт?я поте?ла мастерство.
Худруком Сталинабадской киностудии бы?тогд?Сергей Юткеви? мо?давний хороши?знакомый. Може?быть, эт?ег?ид? — пригласить ме? на съемки? На?связывала давняя дружба. ?течени?всей моей творческой жизн?он бы?че?то врод?моег?продюсер? Ещ?когд?я училас??ФЭКС? он иногда приходил ?на?на за?тия. Тогд?некоторы?казалось, чт?Козинцев ?Трауберг напрасно тратя?на ме? стольк?времен? «Заче?ва?эт? — спрашивали их. — Во-первых, он?не фотогеничн? ?во-вторых, ?не?не?ни возраста, ни пола. Играть дете? Но СССР не Америк? ?на?не пишу?сценарии для Мэри Пикфор? ?взрослых он?вообще никогд?играть не буде? Жейм?не типичн?raquo;. ?во?Юткеви?бы?другог?мнен?: почт?каждом?молодому, начинающем?режиссер?он рекомендовал ме? на всевозможные роли девоче??девуше?— ??тому же ?разных жанрах. Именно ем?я обязана свое?работо??кино. ?когд?мног?ле?спус?, ?1979 году, ме? пригласили ?Москву на встреч?ветерано?немого кино, мн?захотелось от всег?сердца поблагодарит?за эт??первую очеред?Серг? Иосифовича: если бы не он, возможно, моя жизн?сложилас?бы совсем по-другом? Но сейчас я очен?сомневалас? чт?смог?снять? ?большо?роли ?кино: ведь та?своими словам?текс?не скажеш? ?читать я по-прежнему не могл? Друз? ме? вс?таки уговорил? Рискну.
?один из приходов на студию я встретил?своего давнег?пр?те? Олег?Жакова: оказывается, ?то?же само?картин? «Март-апрель», он должен бы?исполнять главну?роль.
— Олег, — обратилась я ?нему, — ты не мо?бы рассказать ?наше?режиссер??почитать мн?вслу?сценарий?
Когд?я слушаю, мн?легч?представит? чт??эт?время происходит на экране. — Пожалуйста, — немног?удивленн?согласил? Олег.
— ?во??ме? вс?наоборот: ничего не могу себе представит? если чита?не са?
— Во?видишь, ка?по-разном?работают люди, — сказал?я, ?пр?се? подумала: «Однако я ко всем?прочем?ещ??нахалк? ?вр?нахально, не краснея, ?нахально согласилас?работать, хо? даже прочесть сценарий не могу».
Олег прочитал мн?сценарий, ?мы ?ни?подробно обсудили нашу будущу?картин?
Съемки закончилис? ?снов??Ташкенте. ?ме? важное событи? я вышл?заму? За Леон?Жанн? которому за многое очен?благодарна.
Чере?некоторо?время я снялась на Сталинабадской киностудии ещ??одно?фильме — «Мы ?Урал?raquo;. Режиссером бы?Ле?Кулешо? Роль ?ме? была маленькая, ?основном на экране фигурировали мо?фотографии, но мн?вс?равн?было интересн?поработать ?Кулешовы? вс?таки он один из пионеров киноискусств??крупны?теоретик кино — по ег?книг?«Основы кинорежиссур?raquo; училис?вс?молоды?режиссер?
Неожиданно пришла телеграмма из Москвы: Комите?по дела?кинематографии предлагает мн?приехать для переговоро? Чт?за переговоры, не уточ?лось, но «предложения» Комитета не обсуждаются — надо ехат? Приеха??Москву, я попыталась снять номе??гостиниц? но оказалос? чт?свободны?номеро?не? ?счасть? администрато?ме? узнала ?по секрет?сказал? чт??ни?остановились Сергей Герасимо??Тамара Макарова:
- Може? вы пока побудете ?ни? ??вечеру, возможно, освободится номе?
Поблагодарив любезную администраторш? я отправилас??Тамаре ?Сереже. Оказалос? чт?Сергей на нескольк?дней куда-то уеха? ?Тамара предложила мн?остановить? ?ни?
Во?эт?удач? Если понадобится, ночлег мн?обеспече? Немног?поболтав ?Тамаро??остави??не?чемода? я поехал??Комите?
— Переезжайт??Москву, — сказал?мн?та? — ведь «Союздетфильм» (ныне Киностуд? имен?? Горького) фактически ваша студ?. ?кстати, многие ленфильмовцы переезжают сюда: Арншта? Калатозо? Герасимо? Макарова, Зарх? Хейфиц, Гари? Локшин?.. Одни?словом, список большо? ?тому же ?на?здес?дв?киностудии ?Теат?киноактера — есть гд?работать. ??Ленинграде только «Ленфильм».
— Спасиб? но не? ?вс?же поед??Ленингра? я любл?этот горо? любл??хорошо знаю коллекти?«Ленфильм?raquo;, та?чт?.. ?если для ме? буде?роль на «Детфильм?raquo;, я могу, ка??раньше, приезжат?на съемки ?Москву.
— Значит, только ?Ленингра?
— Только ?Ленингра?
?Комитете я встретил?Надежд?Николаевну Кошеверову.
— Яня! ?ме? есть сценарий специально для ва? «Золушк?raquo; Евгения Шварца! Да-да! Швар??роли Золушк?види?только ва? ?больше никого.
Серия сообщени?"Родное-любимо?/a>":
Част?1 - "Фотограф?". Расска?/a>
Част?2 - ?ещ?мысл?..
...
Част?27 - Дороги всех дете?беру?начало ?морщинок на ладо??матере?
Част?28 - Ностальг? по ЛиРу. Совсем недавняя - давняя история (?2002 года).
Част?29 - Военная судьба Янин?Жейм?br/>Част?30 - ?чего начинает? Родина....?то?само?берёзк?чт?во поле
Част?31 - Светло ?России от бере?/a>
...
Част?46 - Девушк?на коле?? ?кресто??Лавр?покорила весь ми? ?одиночку дала отпо?бесноватым.
Част?47 - "Калина красная такая"
Част?48 - "?па?тник себе воздви?из песе?quot;. Расу?Гамзатов. Веково?юбилей
Рубрик? | Кинематограф/?вс?кино (отечественно? Кинематограф/Любимы?артист?(наши) Мо?адре?Советски?Союз |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |