Письма Марины Цветаево??Наталь?Гончаровой |
Марина Цветаева. Понтайя? 1928
Марина Цветаева (1892–1941) ?Наталья Гончаров?(1881–1962) познакомилис?лето?1928 года. Вс?началось ?того, чт?Марк Слоним рассказа?Цветаево??свои?беседа??Гончаровой ?Ларионовым. «Марина Ивановна загорелась: “Ка? Наталья Гончаров? Совпадение ил?родств?”» — писа?Слоним. Знакомство произошл??маленько?парижско?кафе, гд?част?собирались поэт? художник? журналисты, ?почт?всегда обедал?Гончаров??Ларионов. Слоним вспомина??то?встреч? «Мы условились, чт?он?приеде?завтракать со мной ?ресторан Варэ на улиц?Се?Бену? подл?Се?Жермен. Пр?nbsp;Варэ рассказывали, будт?он бы?не то денщиком, не то лакеем Гийома Аполлинера. Во всяко?случае, ?ег?тесном помещени?по?вывеской “?маленького Се?Бену?rdquo; бывали ?Андр?nbsp;Жи? ?Дюамел? многие видные французски?писатели, журналисты ?художник? обычно сидевшие за одни?столом ?шоферами такс?nbsp; ?nbsp; служащим?nbsp; соседних контор. “Маленьки?Се?Бену?rdquo; бы?такж?штаб-квартиро?“вольроссовце?rdquo; ?Ларионов??Гончаровой, он?ежедневн??не?завтракали ?обедал??туда же приглашали знакомых живописцев, скульпторо? танцоров, музыкантов, особенно те? кт?работа??ними ??гилева.
Пере?моим отъездом ?Праг? ?конц?января, я познакомил Марину Ивановну Цветаеву ?Натальей Сергеевной Гончаровой ?ресторан?nbsp;Варэ ?nbsp;об?nbsp;друг друг?понравилис?
Наталья Гончаров? Пари? 1920-?
Марину Ивановну сраз?привлекл??Гончаровой ее тихи?голо? медлительные, сдержанные манеры, внешне?спокойстви? по?которы?легк?было угадат?натуру страстну??глубокую, ее чист?русская красот? (Впоследствии, ?старости, ?Наталь?Сергеевн?стал иконописны?ли?— он?походила на скитницу, на монахиню.)
Посл?завтрака мы пошл??кафе “Флор”, сели та?nbsp;?уголок, ?Цветаева сказал? чт?хоче?писать ?двух Гончаровых, ? опусти?глаз? прочла свое стихотворени??то? первой Наталь?
Счасти?ил?грусть -
Ничего не знат?наизусть,
?пышной тальме катать бобровой,
Сердце Пушкин?теребить ?рука?
?прослыть ?века?-
Длиннобровой,
Ни ?кому нс сурово?-
Гончаровой.
Стих?эт?очен?понравилис?Гончаровой, ?он?сраз?условилась ?Марино?Ивановно??ближайше? боле?длительном, свидании. ?посл?узна? чт?он?виделись нескольк?ра? Цветаева говорила, чт?Гончаров?действуе?на не?успокаивающе, ?была от не??восторге. ?картинам, которы?Наталья Сергеевн?ей показывала, он?nbsp;осталась довольно холодн? для не?эт?были ка?бы иллюстраци??подтверждения ?тому словесному портрету Гончаровой, которы?он?воображала ?создавал?— ?пото?запечатлел??свое?очерке.
?Марины Цветаево?была не зрительн?, ?слухов? па?ть; живопись — ?частност?nbsp;гончаровскую — он?воспринимала, ка?многие близорукие: ?рисуно? ?краски сливалис??не??неко?обще?впечатлени? он?переводила их на свой язы?ритм??звуков. Эт?бы?обычны?для не?процес?восприятия внешнего мира. Дружба, вернее, восхищение Цветаево?длилос?лишь то время, когд?он?писала ?Гончаровой ?исправ?ла корректуру своего очерка.
Итак, Марина Цветаева откликнулась на имя, связанное ?Пушкиным, — Наталья Гончаров?была внучатой племянницей жены поэт?Наталь?Николаевны. Отсюда ид? Цветаево?— написать очер??двух Гончаровых.
Наталья Гончаров? Осенни?пейзаж. Отды??лесу. 1920—1930-?
Ко времен?знакомства ?Цветаево?Гончаров?была знаменитой художницей-авангардисткой, участницей вместе ?Михаилом Ларионовым многих футуристически?выставок ?России ?за рубежо? Оформление ?1914 ?гилевского «Золотого петушк?raquo; дало ей признани??возможност?приобрести мастерскую ?Париже. Критик?писали, чт?Гончаровой удалос?найт??декорация??костюмах цветовое соответствие духу пушкинског?текста ?музыке Римского-Корсаков?
Художниц??свои?театральны?работа?показала Франци?экзотическую, яркую, восточну?Русь. «Та?называемый “русски?стил?rdquo; гончаровског?nbsp;“Петушк?rdquo; до не?никогд?не существова? Вс?от самого маленького орнамент?на костюм?до комических дворцо?последнего действ? выдумано художником», — писа?Ларионов ?статье ?Гончаровой.
Поис?соответств? цветовой гамм??слов? лини??слов?для Наталь?Гончаровой начался, когд?он?ещ??России иллюстрировала книг?известны?поэтов. Не случайна ее последующая совместн? ?Цветаево?попытк?работы: Гончаров?иллюстрировала ее поэм?«Молоде?raquo;, проникнуту?русскими национальным?мотивами. Цветаева же пыталась делать противоположно? переложить художник??ег?картин?на свой поэтически?язы?
Цветаева ?сыно?Георгием (Муро?. Медо? 1928
Чтоб?написать огромный очер? ? по сути, книг?(та?называла ее ?письма?Цветаева), материал?интервью, рассказо?Гончаровой ?себе было недостаточно.
Из очерка известно, чт?Цветаева пользовалась монографие?Эганбюри «Наталья Гончаров? Михаил Ларионов». ?для сопоставления двух Гончаровых (прежне? пушкинской Натали ?nbsp;современно?Наталь?Сергеевн? — книгой Вересаев?«Пушкин ?жизн?raquo;. ?итог?— ей удалос?искусн?переплести тр?жанр? исследование, интервью ?эссе.
Очер??Гончаровой открывается главой «Уличка» — эт?улиц?nbsp;Висконти, 13, гд?находилась мастерск? художниц? Обозначе?день их встреч?— 9 ноября 1928. ?точк?пересечения пространства ?времен?начнет? повествовани??жизн?— своеобразное путешестви??ми?художниц?
Уличка — Ущелье. Морско?вете??Сены раскачивае?корабл? преодолевающий рифы, чтоб?пристать ?берегу — дому Гончаровой. ? наконе? До?— остров сокровищ, полный сказочны?богатств. Путешестви?— физическое преодолени? Лестница ?огромным?каменным?ступеня?/span>?— подъем ввер?
Пари? Улиц?Висконти, 13. Лестница ?мастерскую ? Гончаровой. Фотограф? 1930-?
«Чт?нога взяла, то след да? нога унесла — след привне? Наслоени?шаго? ка?на стен?тене? Оттого та?долг?живу?старые дома, питаемые всей жизнью привносимо? Тако?до?може?простоять вечн? не живы?укором, ?живо?угрозо?подрастающим, не перерастающи? не перестаивающим».
Мастерск? — пещера Ал?бабы. Потому ?прозвучи?знаменитое: «Сеза? раскройся!» Пустыня, пещера, палуба. ?если эт?пустыня, то стружк?по?ногами мастерской Гончаровой становятся песком. Уж?когд?очер?буде?написа? Цветаева увидит ее во сн?«Мастерск? была песком, ?песк?— ко?гд?— подрамники, стен не было видн? ?може?быть, просто не было. ?кинулась ?песо?— ка?была — ?nbsp;берете…» Не только увидет? но ?услышать шоро?песк?по?ногами, почувствоват?жа?мастерской.
Возникае?объемн? картин?nbsp;гончаровског?nbsp;мира. Подбор слов?— мазо?за мазком.
Читатель, путешествующий всле?за Цветаево? казалось бы, вправе увидет?картин??услышать расска??живописи, но вначал?ег?ждет нечт?совсем иное.
Открывается потайн? двер? ?на стенах дома Висконти оживаю?тени из России. Лестница дома вдру?приводит ?детств?Цветаево??Гончаровой, ?их обще?московское пространство — Трехпрудны?nbsp;переулок, ?старый до?Гончаровых ??семейный до?Цветаевы? Трехпрудны? до?8, Трехпрудны? до?7. Гончаров??Цветаева — соседк?по московском?переулочку, гд?сохранилис?воспоминан? ?бабушках, родите?? их сами? Общи?двор, гд??тнадцатилетняя бабушк?Гончаровой качалась на каче?? ??не?спешил?женихи.
Таки?истори?/span> наст?щи?подаро?для поэт?— отсюда ?нутся нити ?собственно?детств?Цветаево? ?ее свободолюбивым бабушкам, ?серебристы?топо???до??домо? Но была ?друг? встреч?Цветаево??Гончаровой ?дореволюционно?Москве — чере?стих? Впервы?он?услышала имя художниц?от поэт?Чурилина, чь?книг?иллюстрировала Гончаров? (Цветаева не любила слов?«иллюстрация», оттого ?написала: «Стих?Чурилина — глазам?Гончаровой», та?определи?мест?Гончаровой ?книг?Тихона Чурилина.. «Из всех картинок помн?только одну, ту саму?одну, котору?из?всей книг?помнит ?Гончаров? Монастыр?на горе. Черные стволы».
Письмо Цветаево??Гончаровой от 21 января 1929
Цветаева проводит читате? чере?вс?уголки своего московског?прошлого, гд?ей встречалас?тень Гончаровой. Реальный портре?художниц? возникне?nbsp;спус? нескольк?абзаце? ?он рифмуется ?nbsp;чурилинско?nbsp;иллюстрацией: «Внешне?явление Гончаровой. Первое: мужественность. — Наст?тельницы монастыря». Внешне?впечатлени?от Гончаровой — серьезно?спокойстви?облика, суровост? Наверное, не случайны эт?сближения: монастыр?на горе ?обра?наст?тельницы, которы?Цветаева увидел??не? Весь последующи?расска?— история послушан? ?служен? творчеству. ?воспоминан??детств?свое?героин?Цветаева обрати?внимание на необычну?истори??молельне, котору?детьми соорудил?Гончаров??братом из большого ящика ?сделал??не?тайный маленьки?храм.
Марина Ивановна, интервьюир? Наталь?Сергеевн? пыталась ее разговорит? заставит?говорить ?nbsp;сокровенно? Гончаров?рассказывала ??ньке, молельне, гимназии ?непослушны?кудря? за которы?ее ругали наставницы. Далекими детскими воспоминан?ми Гончаров?делится легч? че?дальнейшей историей свое?жизн? «Хочу, чтоб?Вы мн?рассказали ?Ваше?работе, ка??детств? Вы дает?ка?ра?то, чт?мн?нужн?raquo;, — писала Цветаева художниц?7 января 1929 года. Но Гончаров?становит? вс?боле?скуп?на подробност? ?очерке отсутствую?скандальны?истори? связанныe ?выступлениями футуристов ?их выставками, не??поворотной встреч??жизн?двух художников, Гончаровой ?Ларионов? Оттого, наверное, живы?картин?nbsp;гончаровског?nbsp;детств? жизн?Пушкин??Гончаровой, выстроенны?Цветаево?по вересаевской книг??Пушкин? сменяет попытк?поэт?реконструировать жизн?художниц?по сухи?официальны?сведен?? по ее картинам, догадкам.
Цветаево?интересн?боле?всег?не картин? ?сама Гончаров? «Картин?для ме? — примечан? ?сущности, никогд?бы не осуществленной, если бы не он? Мо?подход ?не?— изнутр?человека, тако?же, дума? ка??не??картинам», — пише?Цветаева во время работы на?очерко??Тесковой.
?вс?таки внутренний толчок для цветаевско?nbsp;работы — глубинны?пересечения, невидимы?связи. Детств?на одно?московской улиц? фамилия «Гончаров?raquo;, родн? для родног?Пушкин? — вс?эт?знак? того, чт?ее окликнул?
?само?начале очерка на одно?строчк?Цветаева соединяет ?сталкивает слов?— цвет??гончар?. Случайност?ил?совпадение? Конечн? не?— скорее всег? он?пробуе?слов?фамили?на звук ?на слух. ?ка??не?бывает всегда — из звучан? слов произрастают смыслы. Ещ?один скрыты?сюже?очерка — эт?диалог двух личносте? художниц?Гончаровой ?поэт?Цветаево?
Различие Цветаево??Гончаровой было очевидно многим. Цветаева мечтае??человеке равног??не?дарования. ?ее жизн?были Рильке ?Пастерна? Однако общени??ними было только эписто?рным. ?Гончаров?— ?до? Он?встречаются, разговариваю? си??за столиком ?кафе, гу?ют ?парк? хо???кино.
Цветаева, трагичная ?одинок? ?творчестве, ?жизн?открыт??требовательн? Он?nbsp;настойчиво указывае?на сходство ?художницей ?письме ?nbsp;Тесковой, написанном ?само?расцвете их отношени??Гончаровой: «… демократичност?физических навыко? равнодушие ?мнению: ?слав? уединенность, 3/4 чутья, 1/4 знан?, основн? русскост?nbsp;?созвучие со всем...»
Однако Гончаров??дружбе особенно не стремилась, симпатизировал?Цветаево?«на расстояни?raquo;, всем поведением показывая, чт?художник — существо одинокое. Круг, ?которо?он?вращалас? кстати, во многом пересекающий? ?nbsp;цветаевски? для не?скорее пр?тельский, нежели дружески? Близкому человеку он?признает? ?письме, чт?по свое?природ?он?— одинокое ?малообщительно?существо.
Однако есть свидетельств?художниц?Неменово? «Наталия Сергеевн?была добр? тако?мрачновато??скромной добротой. Он?любила Цветаеву ?мн?даже читала “Расставать? — тако?слов?hellip;”» Но вс?современники указываю?на истову?страст?Гончаровой — беспрерывную работу: писани?картин, театральны?работы. Привязанности, скорее всег? он?испытывает — ?те? кого може?научит?ремесл? Помогала незаметн??строго.
Для Цветаево? ка?известно, дружески??любовные связи образовывали ми? из которого он?созидала поэтически??прозаические тексты. Он?всегда понимала, чт?дает больше, че?человеку нужн?от не?
«…Раньше я давала — ка?беру?— штурмо? Пото?— смирилас? Лю??нужн?другое, че?то, чт?я могу дать», — эт?размышления из письма Тесковой10тоже нахо?тся ?контекст?сложно?дружбы ?Гончаровой. Оттого та?яростно Цветаева подвел?итог их отношения? выкрикну??обидой: « — Гончаров? ?Гончаровой дружил? пока я ?не?писала. Кончил?— ни одного письма от не?за дв?года, ни одного оклика, точн?ме? на свет?не? Если виделись — по моей воле. Св? жизн? свои навыки, я недостаточно глубок?врезалас? нужной не стал? Сраз?заросл?/span>».
Но Гончаров?не умел?быть тако? како?ее хотела видеть Цветаева. Закрыт? ?одновременно застенчивая Наталья Сергеевн?оставила ?свое?дневнике пронзительны?строки ?детств??юности. Бедность, невозможност?платит?за обучение, любовь, внезапны?уход из дома. Ее отец жи?отдельно от семь? ?вс?нити их разобщенно?семь?сходилис??матери. ?отцо??Гончаровой были холодные отношения. Видимо, вс?горест?он?переживала ?себе. За границ?уехала против воли матери. ?те?страшнее было узнать, чт?он?умерла от голода во время гражданско?войн?
Гончаров? Ларионов ?Bowis ?мастерской на ул. Висконти, 13. Пари? Август 1939
Потребност??описании свои?внутренних переживани? воспоминаний ?детств? видимо, возникае??пониманием неизбежног?отрыва от России, кризисом ?личных отношения?
«Не? жизн?человека укладывает? только ?слов? не ?музыку. ?/em>?може?быть ещ??картин? ка?писали жития святы?raquo;, — завершающи?аккорд записе?Гончаровой ?матери ?детств? ?слов?Гончаров?относилась очен?возвышенно, даже ?некоторы?опасение? ?не?он?скован?— не то чт??цвет? Иногда записи Гончаровой напоминают своеобразную параллельную версию очерка Цветаево? ? возможно, были вызван?ее расспросам??прошло? Не случайно ?последне?из писе?Цветаево??Гончаровой возникае?необычны?для художниц?сюже? «Слышал?от Лебедевы? чт?вы пишете для сербов свою рабочу?автобиографи?— страшн?соблазнительно (прочесть). ?я — для ни?же —Искусств?пр?свет?совест? гд?есть главка: Сост?ни?творчества — должно быть ?то?же, ??? ?nbsp;то же (чт?— Вы)…»
Подтекст этог?письма очевиден: Гончаров?пише?автобиографи?всле?за очерко? ?може?быть, духовн? биография, написанн? Цветаево? ?вызвал?потребност??художниц?выстроит?самост?тельно лини?судьбы ?творчества. Марина Цветаева за нескольк?nbsp;ме?це?nbsp;общения ?не известно?ей доселе Натальей Гончаровой создал?незабываемый обра? «То, чт?я ка?то сказал??поэт? можн?сказат??каждом творчестве: угол падения не раве?углу отражения. Та?устрое?nbsp; творческий глаз ?nbsp; слух. Отразилось, но не прямо, не темо? не те?же. Не отразилось, ?преобразилос?raquo;.
Пр?/span> образи? ?nbsp;не отрази?Гончаров? Цветаева нашл?особый мето?для последующего создан? галере?поэтов-творцо?
Очерко??Гончаровой открывается замечательная автобиографическ? цветаевская проз? ?этом ?ду «Мать ?музыка», «До??старог?Пимена», «Мо?Пушкин», «Повест??Сонечк?raquo; — везд?движущий нерв биографическог?сюжета связа?nbsp; ?nbsp; творчество? «Очер?“Наталья Гончаров?rdquo;» оказал? своего рода конспектом те? которы?получили развитие ?поэзии ?проз?Цветаево?raquo;, — писала Шевеленк?/span>
Несмот? на огромное количество монографий ?творчестве Гончаровой ?Ларионов? биография их изучен?недостаточно. Огромный плас?их переписк? ?такж?писе??ни?Пикасс? Стравинского, Фалька, Леже, Чекрыгин? Бальмонт??многих других известнейших им?/span> ?ещ?не опубликова? ?выявление возможны?пересечени?жизней Цветаево??Гончаровой период?эмиграци?дело будущего.
Письма Цветаево??Гончаровой, большая част?которы?представлена ниже, попали ?Москву ?парижски?архиво?Гончаровой ?Ларионов? Архи?бы?завеща?художникам?России ?частично вернул? на родину ?конц?1960-? ?полность?— ?1980. Ег?материал?хранятся ?Рукописном отделе Трет?ковско?галере?.
Сюжетн?письма Цветаево?можн?представит?та? перв? группа записо??писе?отражают работу Цветаево?на?очерко? следующи?— представ?ют попытк?дружбы ?вс?большего сближения Цветаево??Гончаровой ? наконе? деловы?письма. Начало переписк?31 декабря 1928 — последне?письмо от 1 мая 1932.
Основные события, ?которы?пише?Цветаева ?письма??Гончаровой, работа на?очерко? выступлени??воспоминан?ми ?Брюсов?«Геро?труд?raquo;, работа на?«Молодцем» (ег?переводами на французски??английский языки), работа на?поэмой «Переко?raquo;, вс?эт?переплетается ?домашним?новостями, приглашениями на семейные обед??прогулки вМедонском лесу. ?последне?из писе?Цветаева ка?бы подводит грустный итог их недолгим отношения? «Христо?nbsp;Воскресе, дорогая Наталья Сергеевн? Когд?же мы, наконе? увидим?? Ведь эт?не Пари??Москва, ?только ?/em>сего Пари??nbsp;Кламар…»
Ариадн?Эфро? «Мама. Версал?raquo;. 1928.
Отношения межд?ними, пуст?неактивн? но продолжались чере?дочь Цветаево?Ариадн?Эфро? которая брал??Гончаровой урок?рисования. ?nbsp;художественных способностя?nbsp; Ариадн?nbsp; Цветаева писала Ломоносово?12 сентября 1929: «Дв?дара: слов??карандаш (пока не кист?, училас?этой зимо?(?первый ра??жизн? ?Наталь?Гончаровой, то есть та ей давала быть. — ?nbsp;похожа на ме? ?не-похожа. Похожа страстью ?слов? жизнью ?не?(? не вл?ни? рождение), непохожа — гармоничностью, даже идилличность?nbsp;всег?существа…»
Ариадн?брал?урок?во французско?школ?рисования пр?Лувр? ?частно?школ?художественной мастерской Шухаев? Су? по письма?юной Ариадн?Эфро? отношения ?Гончаровой ?ни?были доверительны??очен?добрые. ? ? Эфро?считал, чт?из не?бы получился прекрасный книжны?иллюстрато? ?1935 он собирался устроить выставку ее рисунков, ?зате?их издать. Ариадн?Эфро?выстав?лась ?другим?художникам??удостоилас?высоко?оценки. Если бы ее судьба сложилас?инач? возможно, он?стал?бы художником. Но, ?сожалени? до возвращения ?Россию Ариадн?была вынужден?подрабатыват?медсестрой, помощницей зубног?врач? гувернанткой, делала глиняны?фигурк? ?зала кофт??шапочк?на зака?/span>. Гончаров? видимо, считал?ее способно? Осталось множеств?ее рисунков, французски?зарисово? иллюстраци??поэмам Цветаево?/span>.
https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7311.php
Зажг?свеч?
Согласно Традиции друзей Поэт??День па?ти Марины Цветаево?nbsp;
во всех кр??планет?ее друз? ?21 ча?га??свет ?доме, зажигают свеч?br />
?читают стих?Цветаево?..
Настанет день — печальны? гово?? —
Отцарствую? отплачут, отго?? —
Остужены чужими ?таками —
Мо?глаз? подвижны? ка?пламя.
?— двойника нащупавший двойни?—
Сквозь легкое лицо проступи?— ли?
? наконе?те? я удостоюс?
Благообраз? прекрасный поя?
?издали — завижу ли ?Ва? —
По?нется, растерянн?крес?сь,
Паломничеств?по дорожк?черной
?моей руке, которо?не отдерн?
?моей руке, ?которо?сня?запрет,
?моей руке, которо?больше не?
На ваши поцелу? ?живы?
?ничего не возраж?— впервы?
Ме? окутал ?головы до ??br />
Благообраз? прекрасный плат.
Ничт?ме? уж?не вгонит ?краску,
Святая ?ме? сегодня Пасх?
По улицам оставленно?Москвы
Поед?— я, ?побредет?— вы.
?не один дорого?отстанет,
?первый ко??крышку гроб?гряне? —
?наконе?то буде?разрешен
Се?любивы? одинокий со?
?ничего не надобн?отныне
Новопреставленно?боярыне Марине.
11 апре? 1916
Серия сообщени?"ЦВЕТАЕВА":
Част?1 - Письма Марины Цветаево??Наталь?Гончаровой
Част?2 - Сегодня день рожден? Марины Ивановны Цветаево?(1892-1941)
Част?3 - «Вре?! ?не поспеваю??ещ??Марине Цветаево?
...
Част?20 - Музе?Марины ?Анастаси?Цветаевы??Феодосии
Част?21 - Па?ти Марины Цветаево?Мемориальный комплекс ?Елабуг?/a>
Част?22 - «Ваш?дочь умерла от голода ?тоски». Ирин?была недостойна быть дочерь?Цветаево?/a>
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |
Комментировать | « Пред. запись — ?дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новы?/a>] |