вс?записи автора
Великая сибирская река поко?ла многих живописцев страны беспокойно?ширь?свои?просторо? величаво?красотой берего? бурным ритмом могучего течения. Об этом хорошо писа?? ? Чехо? "Не ?обид?будь сказан?ревнивым почитате??Волг? ?свое?жизн?я не виде?реки великолепнее Енис?. Пускай Волг?на?дн?, скромн?, грустн? красавиц? зато Енисей могучи? неистовы?богатырь, которы?не знае? куда девать свои силы ?молодост? На Волг?челове?нача?удалью, ?кончил стоном, которы?зовется песнью; яркие золоты?надежд?сменилис??него немочь? котору?принято называть русски?пессимизмо? на Енисее же жизн?началась стоном, ?кончит? удалью, какая на??во сн?не снилас? Та?по крайне?мере дума?я, ст? на берегу широкого Енис? ??жадность?гля? на ег?воду, которая ?страшной сило??быстрото?мчит? ?суровы?Ледовиты?океа? ?берега?Енисею тесн? Невысоки?валы обго?ют друг друг? теснятся ?описываю?спиральные круг? ?кажется странным, чт?этот сила?не смыл ещ?берего??не пробуравил дн? На этом берегу Красноярс? самы?лучший ?красивый из всех сибирски?городо? ?на то?- горы... ?ст???дума? какая полн?, умная ?смел? жизн?освети?со временем эт?берега! Мног??ме? было разных мыслей, ?вс?он?путались ?теснилис? ка?вода ?Енисее, ?мн?было хорошо.
Енисей писали многие красноярски?художник? Сред?ни?первым бы?? ? Сурико? ?ег?этюдах Енисей запечатлен ещ?необжиты? суровы? могучи? каки??виде?ег?Чехо? Мног?рисова??писа?Енисей ученик Сурикова - видный сибирски?художник - живописе??график ? ? Каратано? Продолжа?разрабатыват?тему ?Енисее ? ? Лекаренк? ?образу родной реки ?то?ил?иной мере обращают? вс?красноярски?художник?пейзажисты. Но не только сиби?ки влюблены ?велику?реку, давн?ставшу?одни?из символов России. На Енисее бывали таки?выдаюшие? московские живописц? ка?? ? Грицай, ? ? Кончаловский, ? ? Рома? ? ? Стожаров ?другие.
Многообразна тематика, которая связана ??ннеля ?Енисее? Художник хорошо изучил своеобразный нрав реки, ее изменчивые краски ?различны?местах течения ??зависимост?от погодных услови? Он не однажд?совершал "походы" по реке то на плотах, то на самоходных баржах ?теплоходах от ее истоко?до низовья. ? ка?оказалос? изображать Енисей трудно. Он не сраз?покорился ?ннел? Во?чт?рассказывает художник: "Ка?ни странн? вс?началось ?заказа. Мн?предложили написать дв?пейзаж??Енисее. Недолг?думая, я приня?зака? ?выро?на Енисее, пост?нн?из года ?го?путешеству?по ег?голубы?простора??накопи?значительное числ?этюдов. Казалось, чт?собранного материал?вполне достаточно. Но когд?я вплотную взялся за работу, мо?оптимизм быстро прошел. Поиски выразительного решения заставил?ме? убедиться ?то? чт?я знаю ?Енисее вс?же мало. Не бы?найден художественный обра?велико?сибирско?реки."
Художник продолжает поиски. Он замечает, чт?Енисей - многолик? река. Прозрачный, ?белыми бурунами ?Тодж? темн?зелены? ?отражением белы?облако?- ?гора?Сая? неукротимы??стальной ?причалов Красноярска ?Игарки; спокойны? до сорока километров ?ширину - ?районе Нассоновских островов... ?одно?картин?невозможно рассказать ?те?чувствах ?волнен?? которы?дари?Енисей человеку, побывавшем?на ег?берега? "Енисей ка?тема для художник? - говори??ннел? - представ?ет? очен?грандиозно? ?я ника?не могу осмыслит?пластический символ для выражения ?одно?прямоугольник?полотн?"
?разное время на краевы? республикански??Всесоюзных художественных выставка?экспонировалис? "Енисей ?Курейк? (1949), "Енисей. Казачински?поро? (1953), "Енисей. Большо?поро? (1955), "Енисей. Поро?Да?Ужар" (1956), "Енисей. Белая ночь", "Енисей. Восход луны", "Рождение Енис?" (вс?- 1957 ?), "Енисей. Ледохо? (1963), "Енисей ?по?рног?круг? (1966) ?другие работы. Красот??мощь Енис?, восхищающи?на??этих пейзажах, гово???то? чт?"ключ" ?раскрыти?волновавше?художник?темы бы?им найден.
?то? ка?родилась мысл?написать картин?"Рождение Енис?" ?ннел?рассказывает: "?очен?любл?стих? он?помогают мн?во всех случ??жизн? ?сборнике стихотворени?? Щипачева я наше?таки?строки ?Енисее:
?победоносных скалах Одуген?
Первой струйк?капля дорога.
Та земля вове?благословенн?
Гд?такая родилась река.
?мн?страстно захотелось увидет? ка?рождается Енисей." Когд?горы освободились от снег??прошел ледохо?по Енисею, ?ннел??группо?хакасски??тувински?художников отправил? ?похо?до Верхне-Енисейског?водопада. Путь бы?многодневным ?трудны? ?конц?похода вышл?съестные запасы. Сильно утомленные подошл?художник??водопаду. "Встреч??водопадо?словно подменил?на? - говори??ннел? - Картин? открывшая? наши?глазам, незабываем? усталост?ка?не бывало. Быстро ме?вший? праздник красок, гу?водопада, повторенны?скалам??лесистым?горами - вс?эт?настраивал?на торжественны?ла??привел?на??тако?сост?ни? пр?которо?работает? легк??свободно. Вс?было настольк?неожиданно, чт?захватывал?ду? ?красот?боле?действенно?мы ?не мечтал? Мы увидел?рождение Енис?! Только ?этот момент я по?? чт?моя готовая, заране? до похода, созревшая схем?будуще?картин?не нужн? Действительность подсказала решени? которого не найт?пр?само?богато?фантазии."
Стои?подчеркнут? чт?эт?бы?героически?похо?группы художников. Триста километров прошли он?пешком "по троп?подвиг? ?дремучей Тоджинской тайг? семьсо?проплыли на плот??лодк?чере?стремнин??пороги Верхнего Енис? ?местах, гд?кругом на многие километр?не?человеческог?жилья. Тако?путь создан? картин?"Рождение Енис?", ?которо??наиболее полной мере воплотилис?поиски художник??решени?образа могуче?сибирско?реки.
Пейзаж оставляет волнующе?впечатлени? Эт?поэм??Енисее. Бурн?низвергаясь со скалисто?крутизны, вскипая пено? разбив?сь ?брызги, сверкаюшие ?свет?утренней зари, он устрем?ет? вниз по течени? Тема пробуждения природ??утренний ча?оказалас?созвучно?теме рожден? Енис?.
Тревожными темным?силуэтам?вы?тся на скалисто?берегу кедр? Мощные скал?пытают? преградить путь стремительному потоку, которы? ?свою очеред? ка?бы раздвигая скал? ?боем пробивае?себе дорогу ?"брат?океану". ("Брат океана", - та?почтительн?величают Енисей ?народе). Картин?являет собо?зрелищ? рождающе?ощущение вечной динамики природ?
Захватившему ?ннеля зрелищ?были посвящены ?поэтически?строки:
?таежно?дали непролазно?
Гд?сказко?кажется за?.
?круг?бого?мы правим праздник
Рожден? богаты?!
Салю? ?троекратны?выстре?
Встречае?громом водопа?
Гуди? гуди?на горной выси
Лавинным грохотом раскат.
Во?та? торжественно ?просто,
Брос? брызги ?облака,
Здес?набирает? упорства
?борьбе рожденная река.
?како?порыве пост?нном,
?како?собранностью всей
Штурмует гордые Саяны
Неукротимы?Енисей!
?мы развертываем крыл?,
Взлетаем крут?на?реко?
??россып?алмазной пыли,
Хватае?радугу руко?
?обрета?дерзость птиц?
?мускул?богаты?,
?накале?твои?величьем,
Гото?для взрыва, ка?за??
Ещ?не ра?преграды встану?
Ка?завист?камн?затая,
Но ты пробьешь? ?океану,
Река моя - судб?моя!
Пускай ме? буру?завертит
?крыл? выьросит на слом,
Но ?этот ми?я бы?бессмертен
?звеняще?имен?твое?
Картин?"Рождение Енис?" предшествова???полоте? посвященных реке. Сред?ни?следуе?отметить "Енисей. Казачински?поро?. Стремительны?пото? высоки?стальные гребни бурлящи?волн, общи?свинцово-серебристы?колори?холста создаю?впечат?ющую картин??могуче?исполине. Кт?быва??те?местах, знае? чт?даже сегодня поро?преодолевают лишь самы?мощные теплоход? Друтим помогает специальны?буксир-туер.
Низовья Енис? показаны ?картин?"Енисей. Белая ночь". Неохватн? ширь полноводного Енис? уходит ?далекому горизонт? гд??сумрак?бело?ночи сливаются ?река, ?берега, ?небо. Легк? гамм?красок ?расс?нный свет передают ощущение торжественно?красот? несмот? на бедный, на первый взгля? ландшафт.
Одно из красивейши?зрелищ - весеннее пробуждени?реки мы види??картин?"Енисей. Ледохо?. Полный свежих весенних си?вскрыл? он, ?пошл?по нему торжественно льдины, отражаясь ?прозрачной зеленовато?воде. Живопись полотн?построен?на холодных светлоголубы? зеленовато-серы??легких фиолетовых тона? Свободны? тонкой кладки мазк? подчеркивая силу течения на открытом плес??корпусны?на льдина?точн?передают краски сибирско?весн?поры ледоходо?
Подлинная красот?пронизывае?вс?творчество ?ннеля, ?очен?разн? ?него эт?красот?- суровая, нежн?, мужественн?. Вс?представ?ет? доступны?для восприятия даже самому неискушенном?зрител? Содержание просто. Краски не кричат. Колори?спокое? полотн?наполнен?ровным светом. ??то же время ег?картин?внутренн?сложны ?наиболее значительные из ни?вызывают целы?ми?ассоциаций. Художник умел?использует выразительны?средства живописи, пр?помощи которы?превращает явлен? действительности ?произведен? искусств? гд?художественн? правда не утрачивает правды жизненно? Вг?дываясь ?ег?живопись, мы замети??крепость рисунк? ?мощность тона, ?гармонию колорита, но главны?образо?невольно устремим? вглубь, ?смыс?изображенног?мотива.
?особую группу следуе?выделить пейзаж??ннеля "Троп?великано? (1969), "Угрю?река", "Сердце Сая?, "Подкаменная Тунгуска" (вс?- 1978 ?), "Мунгун Тайг? (1980). Сюда же можн?отнест?рассмотренны?выше "Горные кедр? ?"Рождение Енис?". ?этих эпически?пейзажах видишь раздум? художник? ег?глубокую сосредоточенност? Он мног?думает на?сюжето? которы?по замысл?должен быть прос??значителен одновременно. Сочиненное полотн? по мысл?художник? должно быть содержательным, даже философическим, сохраняя пр?этом жизненну?трепетност?
?легендах ?сказан??сибирски?народо?нашл?отражени?известны?темы борьбы добр?со злом, неразделенно?любв??преданност? ?жизн?вечн?обновляющей?, ?величи?духа народног? ??де произведений ?ннел?сделал свое авторско?изложени?устных сказаний средствами живописи, трансформируя чере?свой разу??сердце вечные темы, стре?сь вызват??зрителя определенные эмоции, ассоциации, размышления.
?основе картин?"Троп?великано? - саянская легенд??заколдованны?богаты?? отст?вших родную земл?от вражеского нашествия. Возможно, художник?прежде всег?здес?пленил?увиденны??натуре неожиданны?ритм?поступ?каменных великано? контраст?свет??тене??строгая красот?саянско?тайг? Поэт Михаил Горбунов, об?сняя воздействи?этог?полотн? писа? "Камн?ли эт?длинно?чередо?взбирают? на горный перева? Не великаны ли духа? Ветр?времен?обрушились на эт?троп? стихии веко?оставили неизгладимые рубц?на скалах, но извечн?движение сильны??солнцу, свет? ?окутанну?сине?дымкой даль... Вся картин?наполнен?этим медленны? трудны? но непреклонным ритмом величавого движен?...
Впроче? нужн?ли ту?комментари? Скажем лишь, чт?эпически?картин?Тойв??ннеля - веское доказательство богаты?возможностей пейзаж??выражени?самы?сложны?мыслей ?чувств нашего современника".
?картин?"Угрю?река" нагромождени?планов - скальных берего??осенни?северным лесо??отражающ? купо?вечернег?неба неугомонная холодн? река - эт?жизн?природ?ка?он?есть, ?движении, ?точн?выполненны?дета?? но картин?не просто созерцательн? Тревожны?свет, ка?эх?набата, переходи?от вершин плоскогори?на облака, громоз?щиеся на?горбатым горизонтом.
Понимани?хрупкост?нашего мира, тревог?за него здес?выражены нена?зчив? бе?привлечения сильны?контрастов ?надрывны?ритмов, ?чувством меры, художественным тактом. "?всегда стремился ?гармонии цвет? ?направ??ее ка?мо? на раскрыти?темы картин?" - говори?художник.
По мнению художник? сочиненное полотн?должно быть сложны??мудрым ка?афориз? сохраняя пр?этом жизненно необходимы?элементы ?композиции холста.
Показательна ?этом план??картин?"Мунгун-Тайг?(Прощание ?горо?". ?облачных те??светит? труднодоступная вершин? На переднем план?- спешившийся всадни??шапкой ?камнем ?рука? Он совершае?како?то таинство. Легенд?гласит: каждый путник на перевале клал сюда свой камень - дань горе, ка?призна?преклонения пере?могучими силами природ? Тако?обычай ?этих местах. Возможно, настал день ??жизн?старог?пастух?тувинц? когд?сердце требуе?поднять? на перева?прошедше?молодост? посмотреть на пройденный путь ? поклонившись недостижно?вершин?Мунгун-Тайг? горе серебристого медведя, всегда зовуще?сказочно?голубизной просторо? оставить свой камень.
Та?почт??каждой свое?работе ?ннел?добивает? значительности содержан?. ?дело не только ?умении вписат?нужную деталь ?цветовую сред?полотн? ??глубин?восприятия жизн? трепетно?отношени??предметном?миру, ег?красот?
?работе на?картинам? которы?состав?ют основной стержень эстетической программ??ннеля, художник избрал сюжеты, которы?далеки?светом отражают поры?души человека, стремление ?ег?высоко?цели - ?совершенству.
Художественн? правда - эт?отражени?правды жизн? ?которо?воле?автора выявлен?ее сущность: выст?ть, выжить, противостоять окружающей силе стихии - вс?эт?свойственн??Человеку, ?Природ? Природ??ег?картинах одухотворена - живе??нами ?волнуе?на?- эт?выст?вшие вс?бури горные кедр? вырвавшийся из каменной теснин?пото?Енис?, эт?горное озер?"Сердце Сая? - куда стекаю?ледник??туманы, превращаясь ?реки, эт??таинство горных ущелий, гд?идет медленны?круговорот превращени? обновлен? жизн? "?настраивал сюжеты свои?картин, - говори?художник, - на непреходящи?вечные темы, выст?вшие ?па?ти ?сердце народа ?виде легенд?сказаний. ?пытался выявить ?наше?насыщенной заботами деятельност?главно? вневременное, чт?могл?бы стат?вровен??па?тникам?народной мудрости. Значительность задачи оправдывае?мо?потери ?радост? если он?окажут? издержками ?сложно?деле развит? искусств?"
Тема сибирского пейзаж?волновал?многих художников. Но ближ?всег??ее решени?подошл?красноярски?живописц? Он?нашл?отражени??работа?? ? Каратанова, ? ? Лекаренк? Ныне их традиции продолжают ? ? ?узов, ? ? ?ннел? Каждый из ни?ше?свои?путе??"открывал" Сибирь по-своему, соответственно свое?индивидуальности, но всегда на первом план?были поиски не внешне?холодной ?равнодушно?академическо?красивости, ?внутренней сути, - искали пути передать то само?существенное, чт?по свое?глубин??значению, ка?говори?старейшина сибирски?художников Каратано? "больше че?красот?"
Источник: https://region.krasu.ru/article/612
Фото ?сайт? https://www.locman.net/page_5281_1.htm#gallery
Мест?на карт?/font>