парус_надежд?/b>
Невозможно представит?истори?города Стариц?бе?истори?ещ?одного уникальног?па?тник?церковного зодчеств??Вознесенской церкви (прежде бывшег?женского Вознесенског?монастыря), гд??нижнем этаж?приходског?храм?Знамен? Прес?то?Богородицы находилась каменн? гробница местночтимой подвижницы веры ?благочестия схимонахин?Пелаги? Надо отдать должно?наши?предка? он?умел?выбирать для церкви ил?монастыря мест??«н?просто видное ?красивое, но располагающе??возвышению ум?ил?души?
?Вознесенской обител??давняя, уходящая ?века история. Точных летописных данных ?времен?возникновения Вознесенског?монастыря не сохранилос? По преданию, он бы?основа?царе?Иваном Грозны??XVI веке.
Монастыр?за??мест?на широко?по?не, полого спускающей? ?велико?русско?реке Волг? сред?вековы?ли? Обител?стал?известно быстро ?неподалеку, правда на другом берегу, проходил Старый Тверской трак? соединяющий ?этих кр??города Стариц? Волоколамс? Смоленск ?Москву.
Прославится женская обител??связи ?именем инокин?Пелаги? которая, возможно предполагать, была ?первой наст?тельнице?этог?монастыря. Ка?писа?местны?краеве?начала ХХ века ?? Зубаре??книг?«Старица ?Вознесенский монастырь», «предани?приблизительно верн?опреде?ет время возникновения Вознесенског?монастыря, та?ка?вс?важнейши?события этог?монастыря, ка?увидим ниже, концентрируются главны?образо?вокруг одно?личности ?инокин?Пелаги? матери Первог?Патриарх?Иова, гробница которо??поныне стои??Вознесенской церкви за правым клиросом?
Сегодня можн?только предполагать, когд?мать (ил?сестра) будущего патриарх?примет иночески?са? но приблизительно ко?каки?выводы можн?сделат?
Ка?мы уж?знае? ?XVI горо?Стариц?сделалас?удельной вотчиной госуда?. Посетивший ее Иван Грозны?буквальн?влюбил? ?этот живописнейши?городо?на?Волгой, да?ем?ласковое прозвани??«Любим-город». Суровы?администрато??полити? Иван Васильевич бы?глубок?верующим, которы??радостью уеди?лся ?Свято-Успенско?монастыр? выво? вместе ??довыми певчим?молитв?Господ??выпрашив? ?Него прощен? за свою ?понуждаему?интересами держав??жестокость.
?1570 году государь делает щедрый вкла??Старицки?Свято-Успенски?монастыр??строит Введенскую, теплую, двухэтажну?церков? Може?быть, именно ??эт?время появился на лево?берегу реки Волг?женски?Вознесенский монастыр?
Примечателен ещ?один факт: ?1571 года, то есть почт??эт?же время, начинает? восхождени?по ступенькам церковно?иерархии архимандрита Старицкого Свято-Успенского монастыря Иова. Именно ?этом году он послан наст?теле?Московског?Симонова монастыря. Наиболее ранние документальные сведен? ?Вознесенском девичьем монастыр?нахо?тся ?писцовых книгах города Стариц?за XVII ве? Та? ?списке писцовых книг «письм??меры?Степан?Торбеева мы прочитае? «Церковь Вознесен? Господ? древя?клетцк? ??церкве образы ?свеч??книг??колокола всяко?церковно?строение Государево, ??церкви во двор?по?Наум Иванов? Чере?тр?года, ?1627-? ?писцовой книг??Вознесенской церкви буде?сделан?почт?такая же запись.
?писцовой книг?«письм??межеванья?Василия Сухово-Кобылина (1686 ?) сказан? «В Стариц?на посаде на городско?сторон?реки Волг?Вознесенской девичь монастыр? ??не?церков?Вознесенье Господ??Спас?нашего Иисуса Христа да ?придел?Знамение Пречистыя Богородицы, каменн? четвероугольная?
Сопостав?я приведенны?документ? мы може?сделат?выво? чт??период ?1627 по 1686 годы ?Вознесенском монастыр?была выстроен?каменн? церков??двумя приделам? заменивш? прежню? дере?нную. Причиной строен? каменной Вознесенской церкви, возможно, явился пожа? которы?произоше??1637 году. Огон?истребил част?дере?нной стен?города, многие крепостные башн? посадски?двор? острог ?съезжу?избу. Воевод?Мещерски?жаловался царю Михаил?Федоровичу, чт??.. ?Стариц?острог, башн??двор?сгорел? ?съезжая изба сгорел? за твоими государственными делами, мн? холопу твоему, сидеть негд??Стариц? государь, ... ??твое?государево?казн?не?... ?ныне я, холо?твой, сижу за твоими государственными делами ?паперт??Бориса ?Глеба».
На?известно имя устроительницы первой каменной церкви Вознесен? ?эт?игумен? обител?Марина Исидоровна Лукьянчиков? На северной стен?церкви до наши?дней сохранилас?надгробн? надпис?на белокаменной плит? «В лето от сотворен? мира 7176 от воплощен? же Бога слов?1668 апре? ?9 день престави? раба Божия игумен? знамен?строительниц?святаго мест?сего Марина Исидоров?дочь Лукьянчиковых строение же ? во обител?се?церков?каменн? дв?престола ?не?Вознесение Христово ?Знамение Богородицы ?вся святая обител?сея во град?Старице».
Ценнейши?сведен? ?Вознесенском девичьем монастыр?нахо?тся ?офицерской опис?монастыря, составленной ?60-?года?XVIII века. ?опис?приводятся сведен? ?главно?церкви монастыря: «В то?монастыр?церков?каменн? ?дв?апартаментах, ?верхне?апартамент?во имя Вознесен? Господ?, ??нижнем Знамен? Прес?ты?Богородицы; на церкви одна глав? обит?жестью, на не?крес?железной позолоче? крышка на церкве тесовая выкрашен?зелено?краско? на то?алтаре глав?обит?жестью ? на не?крес?железной позолоче? крышка тесовая ? выкрашен?краско? он? церков?меро??длин?на двенатцати, ?попере?на ?ти саже?? близ оной церкви колоколь? каменн? ? на каменных столба? покрыт?тесо??выкрашен?зелено?краско? глав?опаена жестью, крес?железной позолоче? на колокольне колоколо?больши??малы??ть, ко входны?дверем верхне?церквы ?земл?дв?лесниц?каменн?, длин?от церкви до вход?каждой лесниц?меро?по четыре сажени, по полтретья аршина; на лесницах перила дере?нные, выкрашен?зелено?краско? Та церков?построен?по указ?правительствующего Сената по ведени?святейшаг?Синода, ?по челобить?вышеписанног?девичья монастыря монахини, чт?ныне игумен? Ксанфиппа…?
?опис?перечислен?церковно?имуществ? «местные образа? сосуды, пелены, ризы, стихар? Ка?следуе?из опис? за правым клиросом церкви Знамен? Прес?то?Богородицы находился «образ преподобныя Пелаге? на не?вене?сребрено?бело? вверху онаг?образа на облаце?обра?Спасителев, на не?вене?серебреной бело?же? Дале??рассматриваемо?документ?идут описан? монастырских кели? ?то?числ?«новых игуменьевых», «келий старых? упоминается мног?«ветхи?келий». Ка?следуе?из офицерской опис? ?монастыр?подвизалос?16 монахинь ?четыре послушницы.
Из документов, найденны??фонд?160 (Тверск? духовн? консистория) Государственного архива Тверской област? мы види? чт??1759 году по прошению «город?Стариц?Вознесенског?девича монастыря, ?по указ?Правительствующего Сената велено на достройк??оном Вознесенском девиче?монастыр?зачато?каменной церкви ?колокольне?по смет?архитекторской денежной сумм?2136 ру? 52 ко? отпустит? такову?сумм?на по?нуто?церковно?строение осигновать ис Тверской провинциальной канцеляри? денг?старицкому воевод?употреблять на означенное церковно?строение ?росход?
Из дальнейшей переписк?выясняет?, чт?деньги на достройк??Вознесенский женски?монастыр?из Провинциальной канцеляри?не были отпущены. На сдержанный запрос Старицкого духовног?правления почему, Провинциальн? канцелярия ответила, чт?«статски?доходо?денежной казн? за указными многим?необходимыми расход? ныне ?оной канцеляри?имеется весм?мало?числ? да ?те употребляют? ?текущия самонужнейши?расход??тако?де сумм?отпустит?не ис чего? Но уж?на следующи?го?из губернског?духовног?правления пришел положительны?отве? «Определен?сонепродолжительно выдаче назначенно??Вознесенском женско?монастыр?церковно?строение реше?прописно?денежной суммы».
Из прошен? Вознесенског?монастыря на имя епископа Тверског??Кашинского Вениамин?от 1761 года видн? чт? несмот? на задержку ?ассигновании ?выдаче дене?на достройк?церкви, ?.. церков?во имя Знамен? Прес?то?Богородицы уж?достроен? ?верх?я Вознесен? Господ? ещ?начата строит? тоже стар?? Дале?говорится, чт?«ветхая церков?ещ?не разобран? ?камня заготовленного становит? мало?числ? котору?церков?бе?благословения Вашего Преосвященств?разобрат??камень ?материалам?употребить на построение внов?верхне?церкви не смеем». ?ту?же испрашивается благословени?на то, чтоб?Губернское духовное правлени?дало разрешение «имеющую? вышеозначенном Вознесенском девиче?монастыр?каменную ветхую церков?разобрат??материал употребить ?строение ново?церкви? 14 февраля 1764 года выше?указ об упразднени?Старицкого Вознесенског?женского монастыря. Теперь он стал именоваться Вознесенской приходской церковью, пр?этом жизн?насельни??игуменьи монастыря ?келья?близ храм?продолжает?
?документах за 1777 го?мы находи?одно из первых упоминаний ?гробнице схимонахин?Пелаги? Тверском?духовном?правлени?стал?известно, чт??городе Стариц??Вознесенской церкви ежегодно богомольцами проводятся панихиды, ил?даже молебн?по схимонахин?Пелаги? ?Стариц?бы?послан запрос ?правомерност?этих меропр?ти? Об?снен? дали священник Вознесенской церкви Иван Матвее??игумен? бывшег?монастыря Ксанфипп?
Священник Вознесенской церкви Иван Матвее?показа? чт??.. по схимнице, по инокин?Пелаге?служение панихи?исправ?ли, потому чт?прежде бывшие священник? деды ?отцы их по оное инокин?панихида?справляли, ?молебном по оное никогд?не соправ?ли, ?которого по?нутая инокиня ?лето погребен? ?како фамилия, ?почему деды ?отцы ?панихиды служил? ?то?он?священник ?причетнико?обст?тельно выяснит?не могу? ?только онои инокин?гробница по 1755-го была вн?церкви, на котороя имелас??древ?часовня, ??того попрошен? онаг?монастыря наместницы Мари??сестрами ??по присланном?преосвященног?Вениамин?Епископа Тверског?Старицкого Успенского монастыря архимандриту Тараси?указ?велено ?по?нуто?Вознесенском монастыр?каменную церков??приделом разобрав, ?на то?же церковью имет?внов?каменную церков??приделом именование постройк? ??он? инокин?гробница по?ново строющаю? церковью почему иж?смещен?за правым приделом ?нижней департаменте ... ?инокин?гробницу опустить ?земл??сров?ть ?поло?церковны? которая ?опущен? ?панихиды петь созвал?..?
Почт?тако?же об?снение дала игумен? Ксанфипп? добави? чт?«н?старом мест?церков?строит? гд?имелас?часовня на инокин?Пелаге? на то?мест?ново?церков?каменную построит? почему Старицкого Успенского монастыря архимандри?Тараси??наместнико?согласилис??часовн?сломал??церков?обложили инокин?Пелаге?гробницу вместили внутри церкви за правую клиросом, ?панихиды, ка??прежни?служен?, та??нынешние служен? по упомянуто?инокин?Пелаге?справляли, ?молебнов никогд?не служил?.. Игумен??сестрами сказал?сущу?правду?
Из приведенны?документов мы узнаем, чт?новая Вознесенск? церков?была построен?таки?образо? чт?мест? «где имелас?часовня на инокин?Пелагеи», оказалос?внутри храм? Остает? неясным, когд?на?гробнице?инокин?появилась могильная плит? ?почему церковны?прич?не знал: «котораг?году по?нутая Пелагея ?то?монастыр?погребен??како фамилия ?почему отцы ?деды панихиды служили». Возможно, чт?действительн?не знал. Во всяко?случае, ещ??1766 году на запрос Тверског?духовног?правления ?Стариц?«О построении монастырей ?церкве? ?перенесени?на другое мест? ?каки?времен?жили святы? когд?умерли, обретени?моще??прочее? по Вознесенском?женскому монастыр?бы?да?тако?отве? «Оны?монастыр?построен из древни?ле? ?ке?построен ??которо?году ?не перенесл?на другое мест? ?то?забывшим?полски??литовски?люде?разорениями ?за пожарами бывшим?случ?ми ?оном монастыр?извест? не имеется? Но существует ещ?боле?ранний документ, которы?рассказывает ?то? кт?такая инокиня Пелагия. ?1764 году игумен? Ксанфипп??сестрами ?ходатайств??епископу Тверском??Кашинскому Гавриилу упоминаю?инокин?Пелаги?ка?мать Патриарх?Иова: «З?исправ?емые им?сорокоусти?по схимонахин?Пелаге? матери Святейшаг?Первопрестольног?Иова, патриарх?Московског? на?гробом ? панихид». Кстати, эт?пока первое документальное свидетельств? ?которо?инокиня Пелагия назван?матерь?Патриарх?Иова.
Краеве?начала XX века ?? Зубаре??книг?«Город Стариц??Вознесенский монастырь» писа?по этом?поводу: «Едв?ли ?кого из жителе?города найдет? по?нник, ?которо?бы он?(Пелагия ???) не была записана, ?притом, ?большинств?случае? на первом мест? ?течени?целого года не мало на?? могило?служит? панихи?по просьб?отдельны?ли? ка?из гражда?? Стариц? та??из приезжающи?окрестны?посе?? Но особенно торжественно? пр?довольно большо?стечении ?храм?мо?щихся, поминовени?ее совершается 4-го мая (мученицы Пелаге? ?8-го ок?бря (преподобно?Пелаге?? Возникае??ещ?один вопрос, почему никт?из священнослужителе?не смог ответить «как?фамилия?Пелаги? Ведь ?опис?Вознесенской церкви, составленной ?1903 году, прямо говорится: «Внутр?нижней ?Знаменской церкви ?правой ?южно?сторон?лежи?могильны?камень, огражденны?довольно грубою железною решеткою; на верхне?сторон?камня имеется надпис? которая може?быть прочтена лишь ?пропусками, благодаря поврежденности высеченных букв: «В лето 7... мц?... ?день ... на па?ть ... ... престави? раба Божия инок?Пелагея ?дочь Ла?евых? Може?быть, мирская фамилия Патриарх?Иова ?Ла?ев? Впроче? ?«Выписке из писцовой книг?по городу Стариц?за 7203 (1695 ???) год» сред?посадски?люде?города фамилия Ла?евых не значит?.
?Тверском Государственно?архиве имеются документ? которы?рассказывают на??сложны?взаимоотношения?межд?собо?священник?Иван?Матвеева ?игуменьи Ксанфипп? Нанесени?обид священником игуменье ?1767 году вылились ?наст?ще?противостояни? гд?Ксанфипп?вынужден?была обратить? ?жалобо??Тверское духовное правлени? Священник Иван Матвее?бы?вызван ?Твер??допрошен. Во?ка?он ответи? ?частност? на некоторы?вопрос? «Сколько ты священник ?причетнико?прежде имел?доходо??скольк?ныне имеете? ... Он, священник, доподлинно не може?знат? потому чт?на оные доходы записк?никаково?он не имее? только ?оном монастыр?от монахинь ?бели?получает?, он священник ?причетнико? Генваря 6 числ??хода со святы?ми двадцать копеек, воскресную ?четырнадцать, по приобщении оные монахиньских тайн?молебе?тридцать копеек, ?седмиц?Пасх?хода со святы?ми образами Схимонахин??от притчи Градских ?уездны?обывателей ?дв?рубля, ?храмовой праздник Вознесен? Господ? от монахинь ?от сторонни?доброхотны?дателе??тьде??копеек; от бываемог?для служен? по схимнице Пелаге?панихи?посл?стой недели ?де?ту?седмиц?по ?таку, на ярморке не по равном?числ?по ?ти по шест??по семи рублев. ?го?август?1 хода со святы?ми двадцать копеек, ноября 27 дня ?храмовой же праздник ?тьде??копеек ?день... Каки?доходы ?монастыр?збираются ?по скольк??году ?куды оные употребляют? ?по каки?он?смотрением? ?монастыр?март??1 числ?прошлого того же года ок?бря по 3 числ?бывшею казначею монахине?Евдоке?завесино?собранны?оставшие? за расходом осмнадцать рублев ?тьде??копеек, да ?расход?куплен?церковны?шест?книг Евангели? толковой Псалти? Уста? служебни?Часослов даны де?ть рублев...?
Интересн? чт?на вопрос??нанесенных игуменье Ксанфипп?обидах священник Иван Матвее?отвеча? «Ничег?не помню».
Буквальн?чере?ме???Тверское духовное правлени?приходит жалоба на священник?Вознесенской церкви Иван?Матвеева от архимандрита Старицкого Свято-Успенского монастыря Варфолом?. ?донесени?мы прочитае? чт??..бы?я позову ?старицкого помещика Гварди?капитана Яков?Иванов?сына Ордина-Нащекина на погребении свойственниц?Ег?вдов?Унковско? гд?межд?прочим прилучися быть ?об?вленны?священник Иван Матвее?... будучи пьяно?говори?мн?многие непристойные речи ?по пров?то?вечерн?высыла?я онаг?священник?успокоев ег?Ордина-Нащекина, дабы он боле??пьянств?не шуме?боле? на он? священник не токм??то?ме? послушат? ещ?будучи ?тому пьянств? схва? ме? за бороду, са?упал ?ме? повали?на по? ??то?бороды вытащи?немало?числ?воло? ?пр?то?схва? бывш?на мн?крес?повредив ?серебряну?цепочк?изорва?..? Вскоре сост?лся су? гд?священник Иван Матвее?бы?призна?виновным ?наказа?«н?дв?недели работы ?Старицко?оном монастыре». Чере?некоторо?время Епископу Тверском??Кашинскому Гавриилу от игуменьи Ксанфипп?пришла просьб? ?которо?он?писала, чт?«церковь Божия осталась бе?священн?служении... ?пр?оном монастыр?имеется ?750 году дьяко?Иван Иванов, сост?ния доброг? грамот?умевше?.. ?привесть ег?во всященник?..?
?март?1767 года из Тверског?духовног?правления пришел указ «о сопределении ?Старицки?Возенсенский девичь монастыр?для исправления священнослужения бывшаг??селе Белогурове священник?Тимофея Васильев?
Из обзора документальных свидетельств по истори?Вознесенской церкви на?такж?известно, чт?12 март?1779 года ?городе Стариц?бы?сильны?пожа? которы?полность?уничтожи?Вознесенскую дере?нную колокольню, «а внутри церкви осталось вс??целост? ?имеется церковно?сумм? собранно?на покупк?колокола сиго ?тьде??рублей? Пр?пожаре пострадали такж?кель?монахинь бывшег?Вознесенског?монастыря. Поэтом?Тверским духовным правлением было решено «игумень?Ксанфипп??двух монахинь за згорение?их кель?перевест?для жительства ?Тверской Рождественский девичи?монастыр? гд?того монастыря игумен? ?отвест?им для строен? кель?земл? ??то?бывшем упраздненном монастыр?внов?им кель?строит?не для чего...? Таки?образо? можн?считат? чт?1779 году игумен? ?сестрами окончательно покинули свою бывшую обител? Вознесенск? церков?окончательно стал?приходской.
2 мая 1814 года Правительствующи?Сино?разрешае?по просьб?прихожан «большой колоко?весо??25 пудо?разбитой ?оставший? камень от ограды за построение?колокольни, та?ка?для церкви ненужной, продат??оные денг?вместе ?кошельково?наличною суммую употребить на обме?разбитог?колокола...?
?1822 году было разрешен??нижнем этаж?церкви сделат?новы?иконоста?br />
Чере??ть ле? ?1827 году, по прошению причта ?церковного старосты было разрешен?«н?колокольне шпил??крес?исправит? ?трапез??переписать образа ?киот?сделат?вновь». ?1835 году дозволен?было «два разбитых колокола весо? один ??66 пудо?25 фунт., другой ?4 пуда, ?прибавлением 10 пудо? перелить ?один большо?колоко?до 80 пудов».
?опис?Вознесенской церкви, сделанно??1870 году, говорится: «Церковь белокаменн? двухэтажная длиною ?алта?ми ?притворами 12 са? 3/4 ар? Алтари ширино?3 са? 3/4 ар? Высота алта? от цоко? до купола 7 са? ?1 ар? Дв?престола, из коих главны??во имя Вознесен? Господ?, ??нижнем этаж??во имя Знамен? Божией Матери. Внутри церкви ?верхне??нижней ?дв?простенк? Первый отде?ет алтари от церкве? ?второй ?от притворо? эт?последни?устроены арками. Полы ?церкви дере?нные. Во всей церкви 27 окон, ?именно вверху 12... 2 крыльц??верхне?церкви ?западной сторон? справа ?слев? ведущи?на паперт?белокаменные, ?боко?огражден?до половины Белокаменным?стенам? ?вверху досчатым?перилами?
?этой же опис?мы найдем упоминание жертвователе?Вознесенской церкви различно?церковно?утвари. Например, «н?престоле антиминс желтог?атласа священнодействова?Преосвященным Филофеем ?1865 году... Иконоста?пр?главно?престоле церкви вызолоченный, пожертвова?воинским?чинами Литовского Гусарского Полк?.. Икон?Нерукотворного Спас?длин. 14 верш. ?ши? 10 верш. ?бело?серебряно?ризе пожертвова?служащим?Старицкого Уездного Суда ?1867 году по упразднени?онаг?суда...? Ниже, ?опис? имеются сведен? ?колокольне церкви: «Колокольня белокаменн? построен?вместе ?церковью ?1763 году ?двух яруса? На не?6 колоколо?
? первый колоко?весо?84 пуда 25 фунт.;
? второй колоко?весо?34 пуда 25 фунт.;
? третий колоко?весо?12 пудо?13 фунт.;
? четверты?колоко?весо?3 пуда ?лишком;
? ?ты?колоко?весо?30 фунт.;
? шестой колоко?весо?20 фунт.?132
?Вознесенской церкви хранилос?такж?напрестольно?Евангели??надписью: «Сию книг?пожалова?Государь царь ?велики?князь Михаил Федорови?вс? Руси ?Стариц??Вознесенский девичь монастыр?пр?игумен?Марине ?сестрами лета 7143 декабря (1635 года ???) ?3 день, ?подписал си?книг?приказ?Большого дворца подьячи?(фамилия неразборчива)?
?? Зубаре?очен?подробно описал сост?ни?гробницы схимонахин?Пелаги??Вознесенской церкви ?начале ХХ столет?: «З?правым клиросом находится гробница инокин?Пелаге? каменн? (известковая) плит? врезанная ?по? размером 2 ар? 12 верш. ?1 ар? 4 верш., покрыт?другой тако?же плитой нескольк?меньшего размер? 2 ар? 4 верш. ?15 верш. На этой последне?стои?гробница, сост?щая из известково? довольно хорошо выделанной плит? покоящейся на ножках (очевидно, позднейшег?изготовлен?), ?поверх ее наложена известковая трапециевидной форм?плит? су? по выделк??надпис?на не? ?боле?древне?работы, размером 11 1/2 верш. ?2 ар? 3 верш. Гробница оправлен?кругом дере?нной орнаментированно?рамкой (позднейшег?изделия), опирающейся на дере?нные же столбики?
?1907 году ?Казани вышл?книг?«Тверско?патери? Кратки?сведен? ?Тверских местно чтимых святых», авторо?которо?бы?архиеписко?Тверской ?Кашински?Димитрий Самбикин. ?книг?мы найдем таки?слов? «В Вознесенской (прежде бывшем монастыр?женско? приходской церкви (?нижнем этаж? ?храм?Знамен? Прес?то?Богородицы) находится каменн? гробница местно чтимой подвижницы Пелаге? котору?считал?сестро?патриарх?Иова, но, по недавн?открытым документам (опис?де??Старицко?Духовном Правлени?, он?была ег?мать...? Добави? чт??фонд?103 (Тверск? учен? архивн? комисс?) Государственного архива Тверской област?хранит? опис?Вознесенской церкви города Стариц? сделанная ?1903 году. ?не?мы прочитае? «Погребенн? здес?Пелагея ?незапа?тных времен считается схимонахинею, ?па?ть ? всегда чтилас??чтит? до си?по?не только старичанам? но ?окрестными жите?ми. ?дела?бывшаг?Старицкого духовног?правления (за 1768 го? сохранил? документ, ?которо?эт?Пелагея называет? матерь?первог?русского Патриарх?Иова (Старицкого уроженца)? ?сожалени? поиски упомянутого документ??архива?Москвы ?Твер?пока не увенчались успехо?
Вопрос ?личности инокин?Пелаги?рассматривал? ?работа?тверских историко?конц?XIX ?начала ХХ веко? Пр?этом существовало дв?мнен? об ее родственно?отношени??Патриарх?Иову. Та? авто?«Материало?для истори?Тверской епархии» (имя ег? ?сожалени? неизвестно) считал инокин?Пелаги?сестро?Патриарх?Иова. Он отмеча? «Вознесенски?женски?монастыр??городе Стариц? По местному преданию ?этом монастыр?подвизалас?сестра патриарх?Иова (уроженка ? Стариц? Пелагея, гробница которо?находится ?само?храм? пред не?поставле?киот ?иконою трех ? Пелаги?(4 мая ?дв?8 ок?бря). Па?ть Пелаге? сестры патриарх?Иова свято чтит? гражданами ? Старицы». ?указанно?работе тези??то? чт?инокиня Пелагия была сестро?Патриарх?Иова, остает? не аргументированны? Тверские краеведы ? Орло? ?? Зубаре??архиеписко?Дмитри?Самбикин полагали, чт?инокиня Пелагия была матерь?Патриарх?Иова. ?обосновани?этог?положения Зубаре?ссылается на «Помянник?Патриарх?Иова, гд?упоминается инокиня Пелагия. «Помянник?Патриарх?Иова бы?включе??«Большой Синоди?Старицкого Успенского монастыря?конц?XVII века. ?XIX веке он хранил? ?монастырском архиве ??1889 году бы?опубликова??«Тверски?епархиальных ведомостях». ?? Зубаре?анализируе?такж?сведен? Старицко?Вознесенской летописи, составленной ?конц?XVIII века неизвестны?авторо? гд?говорится ?почитани?инокин?(зате?схимонахин? Пелаги??Тверском крае ?XVIII столетии. Имеется летописное известие ?то? чт??1755 году на мест?часовн?«н?инокин?Пелагеи» была построен?каменн? Вознесенск? церков? ?которо?были поставлены икон?св. великомученицы Пелаги??великомученицы Параскев? ?«Летописи», ка?показа??? Зубаре? имеется такж?свидетельств?игуменьи монастыря Ксанфипп? отно?щееся ?1764 году, об отправлени?«сорокоустии по схимонахин?Пелаге? матери святейшег?первопрестольног?Иова, патриарх?Московског?на?гробом ее панихид».
Большо?заслугой ?? Зубарева являет? такж?анализ надпис?на надгроби?инокин?Пелаги??попытк?выяснит?го?ее кончин? которая могл?произойт??конц?XVI ?начале XVII века. Са??? Зубаре?относи?эт?событи?ко второй половине 90-?годо?XVI века. Точный го?кончин?схимонахин?Пелаги?до наст?щего времен?остает? неизвестны? но некоторы?предположения вс?же можн?сделат? если, забегая немног?вперед, сказат? чт?ее смерть была насильственной. Пр?судебн?медицинско?экспертизе останков схимонахин?выяснилос? чт?он?была убит?
1. 13 апре? 1605 года умер царь Бори?Годуно? Наступил?Смутно?время. Лжедмитрий I водворил? на трон??пожела?имет?на Патриаршем престоле своего ставленник??архиепископа ?занского Игнатия, тайног?униата. Напомним, чт?самозванец направил Игнатия ?Стариц?просит??Святите? Иова благословения на патриаршеств? Патриарх Ио?не да?благословения. Самозванец вторично послал Игнатия ?Стариц??то?же цель??угрожа?Святителю Иову мучениями. Но старец бы?непреклоне? Он сказал только, характериз? самозванца ?Игнатием: «П?ватаге ?атаман, ?по овца??пастырь».
Може?быть, из-за отказа святите? ?была убит?ег?ближайшая родственница, инокиня Пелагия? Эт?могл?произойт??1605 году. 2. ?1607 году ?Стариц?вспыхнул ?те? «Собраху? во град?Стариц?боярски?люди ?крестьяне, ?ними же пристаху посадски?люди ?неки?стрельцы ?почаще боя?имат??животы их разо?ху, ?воевод?полонити ??темниц??нуже держати». Восставшие подожгли дома воевод? боя?Змиева ?Степурин? убил?стрелецког?пристава. Однако восстани? возникше?стихийно, быстро закончилос? Ег?участник?«поскорост?из города ушли ?схоронилися ?окрестны?леса? ?воевод?по милост?Божией живо?свой спас ?из темниц?выбрал?? Многих бунтовщико?воевод?удалос?изловить: ?.. воро?кнутом нещадн?били, ?мешк?за?зали ??проруб?опустили? Не погибл?ли инокиня Пелагия во время указанны?событи?1607 года?
3. Пр?Лжедмитрии II, известно?боле?по?именем «Тушинског?вора? было дв?разбойничьих нападения на горо?Стариц? Первое ??1606 году. Летописи ничего не гово???разорени?Стариц??эт?время. По всей видимост? ка?пише?монастырск? летопись Свято-Успенско?обител? «Ужа?овладе?жите?ми городо? лежащими на пути следован? по?ко? Дорогобу? Ржев, Зубцов ?Стариц?отдались им бе?боя, чтоб?спастись от ярост?освирепших врагов... Вероятн? ?хи удовлетворилис?денежным откупо??ушли по направлени??Твери». Второе нападени?по?ко?на Стариц?было ?1608 году (по некоторы?источникам ??1609 году). Во?ка?об этих страшных события?писала летопись Свято-Успенского монастыря: «В 1608 году польский па?Зборовский ?русски?изменник князь Шаховско?по вторично?взяти?Зубцов? ?больши?скопищем разноплеменных ?русски?бродя? ?полноч?подступили ?Стариц? когд?царски?защитник??жители спокойно спал? темнот?ночи содействовал?им перерезать часовы??окружить горо?со всех сторон; тихо перелезл?он?чрез городску?стен??отворили ворота. Многочисленные защитник??жители города, застигнуты?врасплох, растерялись; посл?недолговременног?сопротивления разбежалис?по церк?? гд??были истреблены, ?горо?сожжен ?разграблен?
«Истор? ?первом патриарх?Иове?рассказывает об этих события?следующе? «В 1609 году, ме?ца ию? ?4-?день. ?то?же град?Стариц?бы?неки?челове? по имен?Иван, Иванов сы? по фамили?Тулупо? Случилас??ни?болезн?весьма лютая, ??то?сильно?болезн?исступил? ум? явилась ем?Святая Богородица со святителе?Николаем Чудотворце???преподобны?святейшим Иово?патриархом, та?ка?бы он бы??монастыр?Прес?то?Богородицы, гд?пребываю?честны?мощи святейшег?Иова патриарх? ?види?этот челове? открылис?западные двер?церкви, которы?вели ?Святы?ворота? ?реке Волг? ?види?то?челове?Иван идущую из то?церкви Прес?ту?Владычиц?нашу Богородицу, ?правой сторон?поддерживаемую святы?Николаем, ??лево?сторон?святейшим Иово?патриархом. ?слышит он, Иванович, голо? обращенный ?нему ?ве?щи?ем?идти ?град Стариц??сказат?воевод? князю Семену Пу?тину, ?воинам, ?протопоп?Иван??всем та?живущи?лю?? чтоб?шл??соборную апостольскую церков??Михаил?Архангел??пели бы молебн??святили бы воду, ?шл?бы ?крестами вокруг города, ?пели бы лити? ?кропил?бы свято?водо????Троице достославимы?Бо?на? за молитв?Пречисто?Богородицы ?заступлением Михаил??Гавриила Архангелов ?прочих Небесных Си?бесплотных ?молитвам?всех святы?горо?этот ?живущи??не?всех православных люде?от предст?ще?войн??от нахожден? ратных литовски?люде??русски?богоотступнико??разбойничьих люде?защити??сохранит ег?от захват? Если же этих слов не послушаю? то ?горо?этот, ??не?живущи?люди от врагов свои?посечены буду??сожжен? ?посл?этих слов Святая Богородица со святыми невидима стал?
То?же челове?Иван ?дому свое?нача?кричат?громки?голосо? родным свои?рассказывая об этом чудном явлении Прес?то?Богородицы со святыми, ?веле?вест?се? ?горо??начальствующим. Родители же слов?ег??ум нискольк?не взяли, но начали только ?зать ?называть бесноватым.
Он же, будучи больны? со многим прилежание?веле?се? вест??горо??начальствующим ?хоте?им видени?поведать; родители же ег?эт?слов?ни во чт?вменяли ?неподобным?почитали. Посл?же, по прошествии одного дня, пришли ?городу тому вражески?литовски?воин??русски?разбойники, град Стариц?обступил??пожгли, ?люде??не?мечу покорили, ?пожгли соборную церков?во имя Архангел?Михаил??прочие, соборные же церкви каменные во имя Николая Чудотворца ?святы?мученико?Бориса ?Глеб?разорили, ??ни?множеств?люде?посекл??пожгли, ? переехав реку Волг? монастыр?Пречисто?Богородицы такж?пожгли, ??не?священноиноко??прочих люде?посекл? Этот же прежденазванны?челове?Иван ?то время бы??дому свое?связа?из-за нападшей на него болезн?родите?ми своими; когд?же пришли ?ег?двор?литовски?люди, ?то?ча?этот челове?Иван, молитвам?Прес?то?Богородицы ?велики?чудотворце? великого святите? Николая ?святейшег?Иова патриарх? ?свою молитвою бесо?разогнал ?освободился от уз, ?нача?литовски?люде?поносить ?укорять. Он?же, литовски?люди, думая, чт?он здоров ?смысле? иссекл?ег?мечами своими, ?копьями искололи, ?от него отошли
Этот же челове?Иван день то?весь от утра до вечера лежа?мерт? ничего ?себе не помня. Когд?же пришла ночь, то?челове?Иван, проснувшис? ка?от?сн? ?сотворив молитв?Иисусову, ?перекрести?лицо свое, оказал? против своего двор?близ воды реки Волг? здоров, ?разуме? словно ни от какого зл?не пострада? только на не?одна рубашк?вся иссечена, ?исколота, ?кровью обагрена; на теле же ег?никаки?ра?не оказалос? ??того часа то?челове?Иван бы?здоров ?разуме? славя ?благодаря Бога ?Пречисту?Ег?Матерь, ?великого святите? Николая ?святейшег?Иова патриарх?восхва?я? ?результате внезапного нападения Стариц?была разгромлен??сожжен? посл?чего горо?превратился ?заурядный провинциальный городо?.. Не исключен? чт??этот трагически?для Стариц?го?погибл??схимонахиня Пелагия.