28 декабря 1999 ? Патриарх Московский ?вс? Руси Алекси?II ?Священный Сино? по прошению архиепископа Тверског??Кашинского Виктор?определили открыт?на истоке Волг?Ольгинский женски?монастыр?для возрождения ?нё?монашеской жизн? Наст?тельнице?обител?утверждена монахи? Анастасия (Зиберт).
Обител??истока Волг?имее?свою истори? Начиналась он??постройк?каменног?храм??селе Волг?Верховье. По инициативе жителе?волжских городо? стремивших? отметить духовноу?значимость начала велико?русско?реки, на добровольные пожертвования начали строит??селе Волг?Верховье каменный храм. Большу?помощь средствами оказывал?Всероссийско?общество Св. Ольг?
?городе Осташков?создал?уездны?строительный комите?по возведению храм??истока Волг? председателе?назначил?наст?те? Нило-Столобенской пустын?архимандрита Пахомия. 17 апре? 1902 года он заключил догово??зодчим, мастером каменных де?из Осташков?Иваном Николаевичем Суравковым, которы??конц?XIX - начале XX века были построен?многие храм??Верхневолжье ?каменные дома ?городе.
Каменн? церков?на истоке Волг?очен?красив? Главны?престо?Спас?Преображенский, правый придел посвяще?свято?княгине Ольг? левы?- Иоанну Предтече. ?тиглавый храм возвел??псевдорусско?стил? главны?престо?ос?тили 23 апре? 1920 года. Проект здан? выполнил ?1904 ? тверской архитектор Виктор Назари? Сохранившая? гравюр?проектного чертеж?собора явн?свидетельствуе? чт?каменный храм истока Волг?повторяет форм?московског?Покровског?собора на Красно?площад? боле?известного ка?собо?Василия Блаженного (1555 - 1560).
Стремление повторит?на истоке Волг?собо?Василия Блаженного ?Красно?площад?Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовн? взаимосвязь прославленного собора столиц?России ?храмом ?начала велико?русско?реки.
Интересе?проект оформлен? интерьер?храм? ?сожалени? из-за революционны?событи?он не бы?осуществле? Роспис?стен Спас?Преображенског?собора посвящались прославленно??любимо?русско?свято?Равноапостольной княгине Ольг? внук которо? киевский князь Владимир, ?988 году крести?Русь. ?иконостасе предполагалось поместит?вс?лики Святы?Угоднико? происходящи?от потомств?первой Свято?Русско?Православной Церкви, ?соблюсти полную историческую точность ?изображени??по?дк?размещен? Богоугодны?отпрыско?Свято?Равноапостольной Велико?княгини Русско? Можн?предположить, чт?создател?проект?росписей ?соборе Волг?Верхов? могл?повторит?тему «древо московской великокняжеской династии? представленную ?настенно?живописи Золото?палаты ?Архангельского собора Московског?Крем?, ?такж?Спас?Преображенског?собора Новоспасског?монастыря Москвы. Можн?сказат? чт?Спас?Преображенский собо?на истоке Волг?должен бы?стат?священным местом па?ти ?те?лю?? которы?прославили Земл?Русску? Народное сознание связывало исто?Волг??начало христианской истори?Отечеств?
Возвел?Спас?Преображенский собо?местны?мастер? Из приход?расходны?книг Волг?Верховског?монастыря известно, чт?на строительств?работали местны?крестьяне: Димитрий Кузьми?Соколо? Васили?Богданов (каменщик?; производил?кирпич купе?Алексе?Семено?из села Волг?Верховье, крестьяни?Алексе?Федоро?Северо??другие; «обжигал?кирпич по местному способ??напольны?печах». По поручени?уездного строительног?комитета по возведению каменног?храм??Волг?Верховье наблюдал?за качество??производство?кирпич?священник погост?Стер?Иван Голико??помещи?из имен? Ивановское, дворяни?Алексе?Николаевич Вараксин.
Несомненно, розведение храм?святыни на истоке Волг?было важным событием ?духовной жизн?России. Поэтом?становит? по?тным, почему ?1906 ? ?Волг?Верховье пр?храм?собралас?женская иноческая община, которая не имел?монастыря, ?жила ?миру, соблюд? вс?правил?иноческого бытия. ?1907 ? указом Тверской консистори?утвердил?женску?общину на истоке Волг? ее возглавила «мещанка Вера? Новооткрыт? община ?разрешен? прихожан села Сватов?приобрел?старую дере?нную церков? котору?перевезл??Волг?Верховье.
Та?начинался новы?монастыр?на истоке Волг? ?1907 ? инжене?? Кетлер составил план местност??обозначи?границ?обител? Тогд?же, по инициативе иноческо?общины начали строит?дере?нный храм во имя Святите? Николая, проект выполнил тверской архитектор Виктор Назари? Возвел Никольскую церков?местны?крестьяни?Васили?Забелкин из деревн?Зенцов?Хотошинско?волост? ?ос?щена была церков?27 ию? 1908 года. Этот одноглавый высоки?дере?нный клетског?типа храм, которы?было мног?на Руси, сохранил? до наши?дней; ег?реставрировали ?конц?70-?годо?
?1909 ? из Верхневолжской Преображенской общины создал?общежительны?монастыр?Осташковског?уезд?Тверской епархи? наст?тельнице?определили игуменью Веру. ?1912 ? эт?обител?была переименован?- стал?называть? Волговерховски?Ольгинским женски?общежительны?монастырем Осташковског?уезд?Тверской губернии. ?нову?обител?на истоке Волг??числ?инокин?пришли из Вышневолоцкого Казанского монастыря послушницы Агрипина Нилова, Алевтина Федорова, Анис? Михайлов? ?1910 ? приняты ?послушницы мещанк?из подмосковног?города Клин?Пелагея Соколова ?молодая крестьянк?Домн?Федорова из деревн?Лежа Козловской волост?Вышневолоцкого уезд? из Елизаветинской общины - Любовь Шатилова. ?монастыр?такж?находились крестьянк?Мария Гавриловна Афанасьева из сельца Быковк?Денисовско?волост?Тульской губернии. Варвар?Трифоновна Суханова из деревн?Архангельско?Логиновско?волост?Тверской губернии.
?храмах монастыря служил?священник??дьяконы, которы?получали жаловань?от обител??жили ?селе Волг?Верховье. Та? ?1917 ? ?Ольгинском монастыр?служил отец Васили?Данило? ?обител?на истоке Волг?стремились попаст?священнослужители даже из отдаленных мест Тверских ?Новгородских земель. Например, существуют письма дьякона погост?Рашкин?Нила Любского ?священник?Петр?Пенкин?из села Сельцо-Карельское ?просьбой предоставить им возможност?служит??храмах Ольгинског?монастыря.
Монастыр?получи?поддержк?от казн?- земл??лесные угод?; от помощник?благочинного тверских обителей игумен?Виталия - серебряны?крести??ковчегом для вложен? частиц?святы?моще?княгини Анны Кашинско? от крестьянина села Волг?Верховье Ефим?Волгин?- земл? Из архиво?известно, чт?30 апре? 1911 года игумен? Вера ездила ?Москву «д? принятия жертвуемой иконы».
Сестра?Ольгинског?монастыря удалос?сделат?многое. Их обител?стал?не только духовным, но ?культурным центро?на истоке Волг? ?монастыр?была библиотека, ?ее собрании, помимо Богослужебны?книг, историческ?, научная литература, учебники. Библиотека пост?нн?пополнялась.
Мног?вниман? инокин?уделяли воспитанию крестьянски?дете? Он?брал?на полное содержание ?монастыр?девоче?из бедных семе??сиро? обучал?их грамот? рукодели??умению вест?нелёгкое крестьянско?хо?йств? Когд?девочк?подрастали, он?уходил?из монастыря полность?подготовленные ?жизн??миру, выходили заму? ? конечн? полученные ?обител?знан? ?навыки помогали им строит?семейные отношения ?воспитыват?дете?
?1907 ? открылас?монастырск? Волг?Верховск? школ?грамот? ?1911 ? ее преобразовал??церковно-приходскую. ?школ?преподавал?священнослужители, ?такж?сестры обител? ?декабр?1914 года по представлени?осташковског?отделения Тверског?епархиальног?училищного совета игумен? Ольгинског?монастыря Вера получила «почетно?звание попечительницы Волг?Верховской церковноприходско?школы». Для этой школ??1907 ? бы?построен небольшо?одноэтажны?дере?нный до? которы?находился ?южно?част?монастыря. Необходимыми для за?ти?учебниками обеспечивала школ?библиотека обител? Дете?учил?не только грамот? но ?ведени?хо?йств? ?1916 ? пр?школ?устроили огород.
Волг?Верховский Ольгинский монастыр?бы?небольшо? бедный; основные средства сестер уходил?на строительств? Но, несмот? на эт? обител?занималась благотворительно?деятельностью. ?дере?нной Никольской церкви на протяжени?всех ле?существования монастыря собирали пожертвования ?пользу вдов ?дете?сиро?из семе?священнослужителе? Волг?Верховский монастыр?вкладыва?деньги ?различны?общества, комитеты: Общество вспомоществования бедным воспитанница?Тверског?епархиальног?женского училищ? Комите?велико?княгини Елизавет? Общество спасен? на вода? Общество ревнителей истори? Главно?управление Российског?общества Красного Креста ?другие.
Пожалова?деньги монастыр?на истоке Волг??на сооружение ?Петербурге храм??чест?300-летия царствован? дома Романовы? благотворительному обществу, осуществ?вшем?подготовку ?праздник?100-летнег?юбил? победы на?французами ?Отечественно?войн?1812 года. ?обител?многие сестры занимались рукоделием: шили, ?зали кружев? делали домотканое ль?но?полотн??многое другое. Поэтом?для ранены?русски?солдат ?Первую мирову?войн?инокин?шили бель? за чт?игумен? Вера ?сестры получили благодарственное письмо от попечительницы Серебряно?общины Красного Креста. Несомненно, молитв?насельни?Ольгинског?монастыря, их неустанный труд, широкая благотворительност?укрепили общину ?помогл??устройстве собственно?обител? За очен?короткий срок, кром?каменног?Спас?Преображенског?собора, дере?нног?Никольског?храм? ограды, были построен?на северной сторон?одноэтажная дере?нн? трапезная ?кухней; на южно? ?1907 ?, - двухэтажны?дере?нные кель?наст?тельницы ?сестер; ?1910 ?, - двухэтажны?до?такж?для сестер ?приезжавши?паломников, ?поблизости - здание школ? На территории монастыря ?северовосточной част?размещалис?скотны?двор, конюшн??сара?для скот??экипажей, хлебны?дере?нный амба? ?1911 ?, ?восточно?сторон?построил?дере?нную баню.
Строительств?велось не только ?Волг?Верховье, но ?на земля? принадлежавших обител? Та? ?1913 ?, на дороге за Волгой возвел?одноэтажны?дере?нный до??пристроенным ?нему ледником, коровником, сараями для дров. ?само?доме разместили почтовое отделени??квартиры для начальника почт??почтальона. ?1922 ? почтовое отделени?закрыл? ?здании разместили Верхневолжскую сельскую школ? но поздне?ее ликвидировал?из-за отсутств? дете??Волг?Верховье ?окрестны?селения?
?1914 ?, ?лесной монастырской даче построил?небольшо?одноэтажны?дере?нный до? ?которо?жили сестры ?послушницы во время полевы?рабо? Немног?поздне?здес?же появились сара??скотны?двор. На земл? подаренной монастыр?крестьянино?села Волг?Верховье Ефимом Волгиным, устроили двор ?одноэтажны?дере?нный до?для священник? ?версте от обител?располагалос?кладбище Ольгинског?монастыря площадью ?одну де?тину (боле?1 га), обнесенное земляны?валовы?рвом. Вс?эт?описание сооружений Ольгинског?монастыря было составлено ?1925 году наст?тельнице? игуменье?Веро? казначее?- монахине?Антонино??благочинно?- монахине?Софией.
Основные расход?состав?ли покупк?продукто?для монастырской трапез? которы?приобреталис??различны?местах: ?Веры Игнатьевой, владелиц?лаво??селе Волг?Верховье; ?общественной потребительско?лавк?города Осташков?(ча? рыба); ?Осташковском союз?кооператоров «Селигер?(ржан? мука); ?Осташковском обществе потребителей (саха? мука); ?частны?магазина?осташковских купцов Нагибина ?Гумилева (ча? мыло, дрожжи); тверског?купц?Крупенникова (соленая рыба); ?осташковског?священник?отца Димитр? Маркович?купили лошадь. Обител?приобретал?только само?необходимо? Из свои?доходо?монастыр?выплачивал жаловань?священникам; выде?лись деньги на содержание школ? платил?местны?крестьяна? выполнявшим различну?работу для обител? Отдельная стат? предусматривалас?на благотворительност? помощь православным на Кавказ? сбор?на распространени?Православия сред?язычников, «Всероссийском?обществу па?ти русско?арми? павшей ?Первую мирову?войну», на содержание вдов ?сиро?духовног?зван?, на паломничеств??Иерусали??Гроб?Господню. Самы?большо?дохо?Ольгинский монастыр?получа?от продаж?скот? ?такж?от билето?Государственно?комиссии на бессрочный капита?второг?5%-ог?займ? Обител?очен?немног?получала от пожертвовани? молебнов ?церковно?службы, ?такж?от сдач??аренду здан? почт?
Ка??повсюд??России, ?уединенной обител?на истоке Волг?вс?изменилось посл?1917 года. Игумен? ?сестры монастыря, получи?Декрет об отделени?церкви от государств? ?всле?за этим ?1919 году циркуля? об?снявший процедур?этог?отделения, по?ли, чт?обител?буде?разорена. Но он?вс?же надеялись, чт?наступивше?смутно?время скор?минует, жизн?вернет? ?прежне?русл? Поэтом?решили организовать на основе иноческо?общины монастырскую трудовую коммун? составил?ее уста?
?1924 году сестрами была создан?уж?новая Верхневолжск? сельскохозяйственная артель, ?че?говори?запись ?расходно?книг?Ольгинског?монастыря об оплате изготовленно??Твер??частно?мастерской X. ? Панкратова печати ?штампа этой артели. ? пожалу? только строги?статистические сведен? этой приход?расходно?книг?проливаю?свет на трагическу?истори?монастыря ?советско?время. Можн?сказат? чт??1918 ? монастыр?бы?закрыт. Монахини продолжали жить ?обител? гд?сначал?была создан?монастырск? трудов? коммун? ?поздне?- сельскохозяйственная артель. Служба ?соборе проводилас? но вс?строительств??не?было прекращено. Не сужден?было воплотиться ?реальность прекрасным проектам роспис??иконостасо?Спас?Преображенског?собора.
Власть из?ла ?монастыря абсолютн?вс?- земл? здан?. Финансовые записк?коммун??артели, которы?продолжали вест?бывш? игумен? Вера, казначейная монахи? Антонина, благочинная монахи? Нина, ярк?свидетельствую? чт?сестры очен?мног?работали. Он?продолжали занимать? животноводство? самы?больши?доходы были от продаж?скот? На втором мест?- доходы от рукоделия; немног?получали от продаж?се?? сена, льна, холста, ль?но?пряжи. На нужд?храм?сбор бы?мизерным.
Самы?больши?расход?монастыря ?эт?время состав?ли налоги. Платил??осташковский финансовый отде?сельхозналог; за конфискованные монастырские здан? ?сооружен?, которы?новая власть по «новым законом» сдавал??аренду инокиня? ?отде?землеустройств??Осташков?- за аренду хо?йств? ?осташковское страхово?агентств? бельковскому председателю сельског?совета ? ? Семенову - за сенокосные угод?. Налоги пост?нн?росл? появлялись новы? ?иногда власть одни ?те же налоги требовал?уплатить дважды, ка? например, ?осташковский финансовый отде??июле 1924 года - за аренду монастырских хо?йств. ?хо? сестры работали мног? дохо?1923 года состав??7 ко?, ?1924 - 53 ко?
Дале?вс?записи прерываются; ?конц?1924 ? община монахинь Верхне-Волжског?Ольгинског?монастыря прекратила свое существовани? Прошло время, закрыл?храм? сбил?кресты, ?запустение пришла часовня на?истоко?Волг? Во время Велико?Отечественно?войн?фашист?взяли село, но не разрушил?монастырские храм?
Опустела обител??чест?русско?свято?княгини Ольг? село ?вся округа. ?монастырских здан?? школ? библиотеке теперь можн?узнать только по сохранившимся архивным материалам ?по остаткам фундаменто?зданий, поросшим травой. Большо?каменный Спас?Преображенский собо?мног?ле?использовался по?скла?зерн?
?60-?годы, когд?предпринималис?попытк?создат?Селигерску?курортно-туристскую зону, появились грандиозны?проект?образования историко-культурног?музея-заповедник?на истоке Волг? Сюда предполагалось свезти из се??деревень Верхневолж? старинны?дере?нные дома, ?Спас?Преображенском соборе открыт?музе?Волг??представит?вс?областны?волжские города. Этот проект бы?обрече?на неудач? Время неумолим?шл?.. Не стал??Волг?Верховье стариков ?старушек, которы?ещ?помнил?монастыр? каждую весн?очищал?русл?истока Волг? Последню?бабушк?Пушкин?дети увезли ?Свапущ? большу?деревн?на берегу Селигера. ?селе не стал?дете??школ? из Волг?Верхов? уехала семья учительниц?По?ково? которая принимал?всех, кт?отваживался по бездорожью, по лесу пешком пройти 25 километров, чтоб?попаст?на исто?
?вс?же ?конц?70-?годо?чт?то незаметн? подспудн?стал?ме?ть?. ?Волг?Верховье пришли из Осташков?реставраторы, начали приводит??по?до?монастырские храм? Эт?было велико?подвижничество: ?условия?бездорож? восстанавливал?Спас?Преображенский собо??Никольскую церков? Многое зависело от ведущего архитектор?проект?реставраци?из Калининско?(поздне?Тверской) реставрационно?мастерской Анатол? Иванович?Кустов??начальника Осташковског?реставрационного участк?Алексея Алексеевич?Ковалева, которы?родился неподалеку от истока - ?деревн?Жукове. Удалос?обойти ?преграды ?лице ученых-эстето? которы?считал? чт?здан? начала XX столет? не представ?ют како?либо художественной ценности, ?поэтом?их нель? считат?па?тникам?архитектур??вест?реставраци?
Восстановление монастырских храмов велось на средства Центрального Совета Всероссийского общества охраны па?тников истори??культуры. Та?получилось, чт?Спас?Преображенский собо?Ольгинског?монастыря ?Волг?Верховье, построенны?на пожертвования народа ?начале XX столет?, ?конц?века такж?бы?возрожде?на добровольные взносы миллионо?люде? которы?объеди?ло эт?общество.
Нескольк?ле?наза??ма? ?день па?ти святы?Кирилл??Мефодия, создателей славянско?азбуки, ?Праздник славянско?письменности ?культуры ?Волг?Верховье приехала большая делегация ученых, общественных деятеле? представителей культуры. Архиеписко?Тверской ?Кашински?Виктор ?Ольгинског?монастыря отслужил молебе? ос?ти?исто?велико?русско?реки, установили крес?на?кровле?маленького рубленог?домика, ст?вшег?на?ключом - начало?Волг? Молебе?на истоке стал уж?традицие? которы?всегда совершается 29 мая. ?1994 ?, впервы?посл?закрыт? Ольгинског?монастыря на истоке Волг? Архиепископо?Тверским Виктором была совершен?Божественн? литург?, положивш? начало служен? литургии ??последующи?годы. 9 ию? 1995 ? чи?малого водоос?щения совершил Патриарх Московский ?вс? Руси Алекси?? которы?возглави?торжеств?по случаю перенесения святы?моще?преподобного Нила Столобенског?из Знаменског?собора Осташков?на остров Столобно? Глав?Русско?Православной Церкви не мо?не посетить священное ?близко?каждом?русскому человеку мест?
...Изредк?стал?приезжат??Волг?Верховье монахини из Москвы, побывали здес?сестры из знаменитой Нижегородско?Дивеевской обител? Тверской област??других регионов России.
Ныне оживае?святы? ?истоко?велико?русско?реки ? надеясь на молитв?преподобного Нила Столобенског? возрождает? ?монашеск? жизн??Верневолжско?Ольгинском женско?монастыр?
?наше?стране есть величайш? святы? -
эт?река Волг?- великая, могучая, священн?! Эт?символ России. начало ее - тоже символ, тоже святы?! Истекает Волг?из родник? ?родник эт?жизн? эт?сила не ?че?не сравнимая. Не случайно слов?"Родина", "родник", "наро? происходя?от одного корня.
Исто?Волг?всегда понимался народо?ка?исто?духовной силы отечеств? здес?зарождается чистот??величи?земл?Русско? ?не случайно наши предки решили ос?тить исто?Волк?христианской святыне?. Здес?на истоке Волг? ?1649 году бы?открыт Спас?- Преображенский мужско?монастыр? преобразованны??конц?19 века ?Свято - Ольгинский женски?монастыр? которы?бы?закрыт ?1928 году.
Но не може?такая река не ос?щать? молитвой! ?внов?на ИСТОКЕ открыт монастыр?ОЛЬГИНСКИЙ!
От старог?монастыря остались только фундаменты да дв?храм? Дере?нный действующи?Никольский ?недостроенны??связи ?революцией Спас?- Преображенский построенны?по подоби?московског?храм?Василия Блаженного. Ег?на?предстои? расписат? ?отслужит?ПЕРВУЮ ЛИТУРГИЮ!