Виенто
Чайн? церемония (по-японски ?но? относится ?наиболее самобытным, уникальным искусствам. Он?играет существенную роль ?духовной ?общественной жизн?на протяжени?нескольких веко? ?но?- строго расписанны?ритуал, ?которо?участвую?мастер чая - то? кт?заваривает ча??разливае?ег? ?те, кт?присутствуют пр?этом ?зате?пьют. Первый, пише?? ? Федоренк? жрец, совершающи?чайное действ? вторые - участник?действ? приобщающиеся ?нему. ?каждог?свой стил?поведения, охватывающий ?позу пр?сидени? ?вс?движен?, ?выражени?лица, ?манеру речи. Эстетика ?но? ег?утонченный ритуал подчиняют? канона?дзэн-буддизма. Согласно легенд? он?бере?свое начало из Китая со времен первог?патриарх?буддизма Бодхидхарм?
Однажд? гласит легенд? си? ?медитаци? Бодхидхарм?почувствовал, чт?глаз?ег?закрываются ?против воли ег?клонит ко сн? Тогд? рассердившис?на се?, он вырвал свои веки ?бросил их на земл? На этом мест?вскоре выро?необычны?куст ?сочным?лист?ми. Позж?ученик?Бодхидхарм?стал?заваривать эт?лист? го?че?водо?- напито?помога?им сохранит?бодрость. ?действительности чайн? церемония возникла ?Кита?задолг?до появлен? буддизма. Согласно многим источникам, ее ввел Ла?цз? Именно он гд?то ?V ? до ??, свидетельствую?сказан?, предложи?ритуал ?чашкой "золотого эликсира". Этот ритуал процвета??Кита?вплоть до монгольского нашествия. Позж?китайц?свел?церемони??"золоты?эликсиро? ?простому заваривани?подсушенны?листье?чайног?куст? (Именно этот мето?доше?до на?) Японцы же, удачно избежавшие монгольского завоеван?, продолжали культивировать искусств?чаепит?, дополняя ег?особым?манипу?циями.
Издавн?чайн? церемония была непременны?атрибуто?встреч японски?философо??художников. Во время чаепит? произносилис?мудрые речи, читались стих? рассматривалис?произведен? искусств? Пр?этом тщательн?для каждог?случ? подбиралис?букеты цветов ?специальная посуда для заварк?напитк? Постепенно такая процедур?захватывал??другие слои общества. ?XVI-XVII вв. он?стал?попу?рной сред?японско?аристократии, самураев. Чайн? церемония ка?искусств??но?оформилась ?своего рода систем?отдыха от будничны?забо? ?наиболее классической форм?он?стал?совершаться ?чайных домика?(?сицу).
Литературные источник?указываю? чт?первый тако?доми?построен ?1473 ? Чайные домики - ?сицу - походили на крошечны?бедные хижины восточны?мудрецов, он?были предельн?скромн?ка?по внешнему виду, та??по внутреннем?убранств? Непритязательност?обстановки создавал?высшее ощущение красот? постич?смыс?которо?следовал?путе?философского осмыслен? реальности. ?качестве украшени?допускал? лишь свиток ?философски?изречением, картин?старинного художник??буке?цветов. Устройство ?сицу ?процедур?чаепит? были разработан?известными мастерам??но?Дзёо Танэко (1503-1555) ?Сэ?но Соэк?(1521-1591), ставшего знаменитым по?именем Рикю.
Вс?известны?мастер??но? Рикю ?особенност? были приверженцам?дзэн-буддизма. Процедур?чайной церемони??устройство ?сицу отражали основные идеи дзэн. Размер комнат?для чаепит? (сукия) пр?мерн?восемь квадратных метров. Согласно положения?сутр, ?помещени?подобног?размер?однажд?смогли поместиться восемьде??четыре ты?чи учеников Будд? Эт?аллегория имее??свое?основе теорию буддизма, отрицающую наличи??истинн?"просветленны? веса ?объема тела. Создател??сицу, по-видимому, предполагали возбуждать ассоциации буддийског?толк?уж?фактом пребыван? ?тесной каморк? Таки?ассоциации усиливалис?полумраком, которы?создавал? слабым светом из небольшого окна по?самы?потолком ?отражением свет?от стен, отделанных темн?серо?глиной. Вс?эт?вызывало ?гостей ощущение пр?тног?уединения ?тени.
Для полног?наслаждения, утверждает писатель ? Танидзак?(1886-1965), японц?нуже?"некоторы?полумрак, предельн? чистот??такая тишина, чтоб?ух?различал?даже комарино?пени?. Японцы всегда, повествует Танидзак?Дзюньитиро, стре?тся ?тени. "Наши гостиные, - об?сняет он, - устроены та? чтоб?солнечны?лучи проникал??ни??трудом. Не довольствуясь этим, мы ещ?боле?удаляем от се? лучи солнца, пристраивая пере?гостиным?специальны?навесы либо длинны?веранд? Отраженный свет из сада мы пропускаем ?комнат?.. стар?сь, чтоб?слабый дневно?свет только украдкой проникал ?на?.. Мы предпочитаем этот... полумрак всяки?украшения?- на него никогд?не устанешь любовать?". Оборудование интерьер?классических ?сицу ?полной степен?соответствовал?эстетическим канона??национальном?характер?японцев, стре?щихся ?достижению внутренней гармонии. Подготовка ?такому настроению начиналась ещ?на подход???сицу.
Со времен Рикю чайный доми?окружают небольши?садо? Са? по мнению "мастер?чая", должен способствовать нарастанию особог?настроен?, бе?которого церемония оказывалас?бы бессмысленно? Вступление па выстланную крупны?камнем дорожк? ведущу???сицу, означает начало первой стадии медитаци? вступивший оставляет ?этот момент вс?свои мирски?заботы ?сосредоточивается на предвкушении ожидающе?ег?церемони? По мере продвижения ??сицу сосредоточенност?усиливается, ?медитация переходи?во вторую фазу. Этом?способствует старый фонарь, слаб?освещающий дорожк??вечерние ?ночные часы, камень-колоде?(цукуба?, ?выдолбленном углублении хранящи?воду для омовен? ру??полоскан? рт? низк?, высото??90 сантиметро?двер? чере?котору?проходя? становясь ?проеме на колени. Пр?вход?гост?совершаю?поклон ?усаживаются по-японски на циновк? Навстреч?выходи?хо?ин, ?свою очеред? отвешивающий низкий поклон гостя? Слышат? мелодичные звук?бурляще?воды. Начинает? третий этап медитаци? Определенное настроение создае??сама посуда.
Он?удивительн?проста: чашк? медный чайник, бамбуков? мешалк? ящиче?для хранен? чая ?? ? Вс?эт?несе?на себе нале?времен? но вс?безукоризненно чист? Японца?импонирует матовост? "Европейц? - пише?Танидзак? - употребляют столовую утварь из серебр? стал?либо нике?, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выноси? Мы тоже употребляем изделия из серебр?.. но никогд?не начищаем их до блеска. Наоборот, мы радуем?, когд?этот блес?сходит ?поверхност?предмето? когд?он?приобретаю?нале?давности, когд?он?темнею?от времен?.. Мы... люби?вещи, но?щи?на себе след?человеческой плот? масляно?копоти, выветриван? ?дождевых отеков". Самы?примитивны?чайник, дере?нн? ложк?для насыпания чая, груб? керамическ? чашк?- вс?эт?оказывае?на участников церемони?завораживающее действие.
Ча?заваривает? особый - зелены??порошк? Ки?чени?воды ?классическом ?сицу осуществ?ет? на угол??из сакуры. Заварк?взбалтывается ?чашк?бамбуковой кистью, получает? довольно густ? пенист? жидкость. ?XVI ? появилось до сотн?различны?правил этой процедур? которы?имею?силу ??наст?ще?время. Правил?отно?тся ?аранжировк?цветов, ки?чени?воды, заварк?чая, разлив?напитк??? ? Вс?правил?имею?цель?вызывать чувств?естественности ил?ощущение искусств??но?бе?искусственност? Когд??Рикю спросили, ка?он достиг своего мастерства, он ответи? "Очен?просто. Ки?тите воду, заваривайт?ча? добивайтес?нужног?вкус? Не забывайт??цветах, он?должны выглядеть ка?живы? Лето?создавайте прохладу, зимо?- пр?тную теплот? Во??вс?. ?пото?он добави? "Покажите мн?того, кт?постиг вс?эт? я ?удовольствие?стан?ег?учеником".
Смыс?чайной церемони? гово?? раскрывает? ?известно?изречени?Рикю: "?но?- эт?поклонение красот??серо?свет?будней".
?современны?условия?тако?поклонение далеко но всегда оказывается возможны? Бурный пото?жизн?захватывае? поглощае?люде? ?японц? казалось бы, не до традиций. Однако не? ?чайной церемони?эт?не относится, он?прочно вплелась ?жизн??бы?Японии. Вс?же ?соответствии ?духо?времен? справедлив?подмечае?? Навлицкая, ?наше время произошл?разделение процедур?на "наст?щу? ?"облегченну?.
?первом случае строго соблюдаются вс?традиционные условия, включая пользовани??сицу, куда входя? подымаясь на камень ?"проползая" ?узки?прое? Си??только на ?тках, разговор веду?только ?рамках классическог?ритуал? "Облегченная" церемония част?проводит? ?обычны?помещения? ?комнатах даже ставятся стол??стул?. Пр?этом, конечн? процес?чаепит?, формальн?оставаясь неизменным, ка?то упрощает?. Те?не мене?разработанны?дзэн-буддистами куль?ревнив?охра?ет?, отступлени?от традиционной процедур?считается ?Японии нежелательны? Таки?образо? каноны дзэн-буддизма вс?же соблюдаются. Участник?чайной церемони?приобщаются ?этим канона? казалось бы, незначительным? однако имеющими большу?внушающу?силу приемами.
На стен?виси?свиток ?философски?изречением. Он написа??дзэн-буддийском стил??тако?архаично?каллиграфией, чт?немногие могу?разобрат??по?ть смыс?написанног? например: "Бамбук зелены? ?цвет?красны? ил?"Вода есть вода". Посетите??разъясняют этот смыс? он, казалось бы, очен?прос? по глубок ?философско?отношени? "Вещи есть вещи, ?эт?прекрасн?" Иногда эт?мысл?выражены ?поэтическо?форм?хайк? иногда отражены ?картин?старог?мастер? ка?правил? ?соблюдение?принципа ваби. Ка?говори?мастер чайной церемони?Сокэ? "цель ваби - дать почувствоват?чистот? незагрязненност?обител?Будд? Во?почему хо?ин ?гост? ка?только входя??скромную чайную хижину, очищаю?се? от земной пыли ?веду?беседу сердцами".
Процедур?чаепит?, внедренн? ?Японии монахами сект?дзэн, ?современны?условия?продолжает пользовать? широко?попу?рность? Основные положения этой тонкой процедур?искусств?разъясняют? на лекц???университета? на различны?факультатива? на за?тия?"кружко??но?, организуемых крупными фирмам??общественным?организациями. Японцы признают ?тщательн?культивируют каноны чайной церемони?не только потому, чт?он?дает им возможност?эстетическог?наслаждения. ?ритуал?этой церемони?он?ощущаю?сами?се?: строгая регламентация поведения, точн?установленны?предлоги для церемони? вполне определенн? утварь ?? ?
Для проведен? чайной церемони??большинств?случае?достаточно одного желания, однако есть поводы ?ритуальног?план?
Хо?ин посылает приглашени?друз?? ?те за дв?тр?дня до чая благодаря?ег?за оказанно?внимание. ?день чаепит? гост?собирают? за 15-20 мину?до назначенного времен??специально отведенной комнатке ?выбирают почетног?гостя (сё?ку), которы?обычно становит? челове?боле?высокого положения ил?старши?по возрасту. Он?такж?четк?опреде?ют ?последующу?иерархию: кт?буде?вторым, третьи??? ? Именно ?тако?по?дк?гост?моют руки ?входя??предназначенну?для церемони?комнат??рассаживаются.
Официальному чаепитию ?гостя?предшествует кайсэк? ? ? угощение разнообразны?наборо?ед? здес??супы, ?ри? ?рыба, ?картофел??приправо??? ? Хо?ин, угощ? гостей, старается рассказать им како?нибудь интересный случай ил?истори? он делает вс?возможно? чтоб?сделат?времяпрепровождение очен?пр?тным. Для этог?гостей угощаю??небольшо?порцие?сакэ. Едя?всег?понемног? инач?не?смысла ?чайной процедур?
Чаепитие начинают ?густог?чая. Хо?ин расставляет чашк?та? чтоб?он?были ?него по?руко? ?начинает чайное действ? Сначал?напито?готовится ?одно?большо?чашк?для всех гостей. По традиции гост?пьют из не? передавая чашк?друг друг? Эт?должно вызывать чувств?близости. Ритуал вполне определенный: первый гост?бере?фукуса (шелковый платок, кусоче?шелковог?материал?, укладывает ег?на ладонь лево?руки, ?правой ставит на не?чашк? Кивнув соседу - осак?ни ("раньше ва?), он отпивает тр??половино?глотка, зате?кладет фукуса на циновк? вытирает край чашк?свои?кайс?(бумажный носово?платок; салфетка) ?передает чашк?втором?гост? Каждый повторяет ту же процедур? Вс?выражают свое восхищение чашкой, первый от имен?всех гостей просит хо?ин?рассказать ее истори? Посл?крепкого чая подает? жидкий ча? Здес?вносятся подушк??поднос??пирожным? Жидкий ча?готовится для всех сраз??нескольких чашках. Гост?могу?пить, ка?им захочется.
?Японии существует мног?форм чайной церемони? однако строго установлен?лишь нескольк? ночной ча? ча??восходом солнца, вечерний ча? утренний ча? послеобеденный ча? специальны?ча?
Ночной ча?начинает? пр?луне. Гост?приходя?примерно ?половине двенадцатого ?уходя?не позж?четыре?часо?ночи. Обычно заваривают порошкообразны?ча? Приготавливает? он на глазах гостей: лист? освобождаю?от прожилок ?измельчают ?порошо??ступ? Тако?ча?бывает очен?крепки? ег?не подают на пустой желудо? Поэтом?сначал?гостей легк?угощаю?различно?едой. Ча?"?восходом солнца" пьют окол?трех ил?четыре?часо?утра. Гост?остают? пр?этом до шест?часо? Вечерний ча?начинает? окол?шест?часо?вечера. Утренний практикует? ?жаркую погоду, гост?собирают? ?шест?часа?утра. Послеобеденный ча?обычно подает? только ?пирожным примерно посл?часа дня. Специально?чаепитие (риндзи?но? организует? по каки?либо торжественны?случ?? встреч??друз?ми, праздник? смен?времен?года ?? ?
?наши дн?искусством чайной церемони??основном занимают? женщин? Сейчас нередк?чайн? церемония проводит? не только ?чайных павильонах, но ??одно?из жилы?комнат дома; част?чайной церемони?предшествует угощение. Однако неизменным остает? ду?чайной церемони? стремление создат?обстановку душевности, отойти от суетны? повседневных забо??де? По-прежнему чайн? церемония - эт?время для бесе??прекрасном, об искусств? литературе, живописи, ?чайной чаше ?свитке ?токономе.
?Японии существует множеств?школ чайной церемони? Одно?из самы?известны?являет? школ?Урасэнкэ ?Киот?
Японцы считаю? чт?чайн? церемония воспитывае?простоту, естественность, оп?тность. По-видимому, эт?та? но ?чайной церемони?заключен??другое. Приобщ? люде??точн?установленному ритуал? он?приучает их ?строгому по?дк??безусловному исполнению социальных правил. Чайн? церемония являет? одно?из осно?культивирования национальных чувств.
marstu.mari.ru