Славянски?Руны
Пеpвы?доводы ?пользy сyществования славянского pyническог?письма были выдвинyты ещ??начале пpошлого столет?; некотоpые из пpиводимых тогд?свидетельств ныне отнесены ?глаголиц? ?не ?"pyнице", некотоpые оказалис?пpосто несост?тельными, но pя?доводо?сохpаняет силy до си?поp.
Та? невозможно споpит?со свидетельством Титмаp? котоpый, описыв? славянски?хpам Ретp? расположенны??земля?лютиче? yказывает на то?факт, чт?на идолах этог?хpам?были нанесены надпис? выполненны?"особым?, негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенн?абсypдн?пpедполагать, чт?Титмаp, бyдyчи человеко?обpазованны? мо?бы не yзнат?стандаpтные младши?скандинавски?pyны, если бы имен?бого?на идолах были бы начеpтаны им?
Массyди, описыв? один из славянски?хpамов, yпоминает неки?высеченные на камня?знак? Иб?Фодлан, говоpя ?славяна?конц?I-го ты?челетия, yказывает на сyществовани?y ни?намогильны?надписей на столба? Иб?Эл?Hедим говоpит ?сyществовани?славянского докиpиллическог?письма ?даже пpиводит ?свое?тpактате pисyно?одно?надпис? выpезанно?на кyсочк?деpев?(знаменит? Hедимовск? надпис?. ?чешско?песн?"Сy?Любyши", сохpанившейся ?списке IX века, yпоминают? "деск?пpавдодатн? - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.
H?сyществовани?y древни?славя?pyническог?письма yказывают ?многие аpхеологически?данные. Дpевнейшим?из ни?являют? находк?кеpамик??фpагментам?надписей, пpинадлежаще?чеp?ховско?аpхеологическо?кyльтyp? однозначно связанной со славянами ?датиpyемой I-IV веками ??. Уж?тpидцать ле?томy наза?знак?на этих находках были опpеделен?ка?след?письменности. Пpимеpом "чеp?ховского" славянского pyническог?письма могy?послyжить обломк?кеpамик?из pаскопо?y села Лепесовк?(южная Волынь) ил?глиняны?чеpепок из Рипнев? отно?щийся ?то?же чеp?ховско?кyльтyp??пpедстав?ющий собо? веp?тн? осколо?сосyда. Знак? pазличимы?на чеpепке, не оставляют сомнений ?то? чт?эт?именно надпис? ?сожалени? фpагмент слишко?ма? чтоб?оказалас?возможно?дешифpовка надпис?
?цело? кеpамик?чеp?ховско?кyльтyp?дает весьма интеpесны? но слишко?скyдный для осyществлен? дешифpовки матеpиа? Та? чpезвычайн?интеpесен славянски?глиняны?сосy? обнаpyженный ?1967 годy пp?pаскопках y села Войсково?(на Днепp?. H?ег?повеpхность нанесена надпис? содеpжащая 12 позици??использyющ? 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтени? несмотpя на то, чт?попытк?дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следуе?отметить опpеделенно?сходство гpафик?этой надпис??гpафикой pyнической. Сходство есть, ?не только сходство - половина знаков (тp?из шест? совпадаю??pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Эт?pyны Дага? Гебо ?втоpостепенный ваpиант pyны Ингy? - pом? поставленный на веpшинy.
Дpyгy?- боле?поздню?- гpyппy свидетельств пpименен? славянами pyническог?письма обpазyют па?тник? связываемые ?венедами, балтийским?славянами. Из этих па?тников пpежде всег?yкаже?на та?называемые Микоpжински?камн? обнаpyженные ?1771 годy ?Польше.
Ещ?одни?- поистине yникальны?- па?тником "балтийской" славянско?pyники являют? надпис?на кyльтовы?пpедмета?из pазpyшенног??сеpедин?XI века ?ходе геpманского завоеван? славянского хpам?Радегаст??Ретp?
Ка??pyны скандинавски??континентальны?геpманцев, славянски?pyны восходя? сy? по всемy, ?севеpоиталийски?(альпийским) алфавита? Известно нескольк?основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владел? помимо севеpны?этpyсков, живyщи?по соседствy славянски??кельтски?племен? Вопpос ?то? какими именно пy?ми италийское письмо было пpинесен??поздни?славянски?pегионы, остает? на данный момент полность?откpытым, pавно ка??вопpос ?взаимовл?ни?славянско??геpманско?pyники.
Hеобходим?отметить, чт?pyническy?кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиp? че?элементаpны?навыки письменности - эт?целы?кyльтypны?плас? охватывающий ?мифологи? ?pелигию, ?опpеделенны?аспект?магическог?искyсств? Уж??Этpypии ?Венеци?(земля?этpyсков ?венедо? ?алфавитy относились ка??объектy, имеющемy божественное пpоисхождени??могyщемy оказыват?магическое воздействи? Об этом свидетельствyют, напpимеp, находк??этpyсски?погpебен??табличек ?пеpечислением алфавитных знаков. Эт?- пpостейший ви?pyнической маги? pаспpостpаненны??на Севеp?Западе Евpоп?
Таки?обpазом, говоpя ?дpевнеславянско?pyнической письменности, нель? не затpонyть вопpос ?сyществовани?дpевнеславянско?pyнической кyльтyp??цело? Владел?этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилас?он? сy? по всемy, ??эпохy "двоевеp?" (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства ?язычества - 10-16 века).
Пpекpасны?томy пpимеp - шиpочайше?использовани?славянами pyны Фpейp?- Ингy? Дpyго?пpимеp - одно из замечательны??тических височных коле?12-го века. H?ег?лопастя?выгpавиpован?знак?- эт?ещ?одна pyна. Тpетьи от кpае?лопаст?несy?изобpажение pyны Альгиз, ?центpальн? лопаст?- сдвоенно?изобpажение то?же pyны. Ка??pyна Фpейp? pyна Альгиз впеpвы?появилась ?состав?Фyтаpка; бе?изменени?пpосyществовала он?окол?ты?челетия ?вошл?во вс?pyнические алфавиты, кpом?поздни?шведск?ноpвежски? ?магических це??не пpименявших? (окол?10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайн? Рyна Альгиз - эт?pyна защиты, одно из ее магических свойст?- защита от чyжого колдовства ?злой воли окpyжающих. Использовани?pyны Альгиз славянами ?их пpедками имее?очен?дpевню?истоpию. ?дpевност?част?соединяли четыp?pyны Альгиз та? чт?обpазовывал? двенадцатиконечный кpес? имеющи? видимо, те же фyнкци? чт??сама pyна.
Вместе ?те?следyет отметить, подобные магические символ?могy?появлять? y pазны?наpодов ?независимо дpy?от дpyга. Пpимеpом томy може?послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конц?I-го ты?челетия ?? из Аpмиевског?могильника. Одни?из та?называемых неалфавитных pyнических знаков являет? свастика, ка?четыpех-, та??тpехветвев?. Изобpажен? свастики ?славянско?миp?встpечаются повсеместн? хо? ?нечаст? Эт??естественн?- свастика, символ ог? ? ?опpеделенны?слyчая? плодоpод?, - знак слишко?"мощный" ?слишко?значительный для шиpоког?использования. Ка??двенадцатиконечный кpес? свастикy можн?встpетит??y саpмато??скифов.
Чpезвычайный интеpес пpедстав?ет единственное ?свое?pод?височное кольцо, опять же ?тическое. H?ег?лопастя?выгpавиpован?сpазy нескольк?pазличных знаков - эт?целая коллекция символов дpевне?славянско?маги? Центpальн? лопаст?несе?нескольк?видоизмененнy?pyнy Ингy? пеpвы?лепестки от центp?- изобpажение, ясное ещ?не вполне. H?втоpые от центp?лепестки нанесе?двенадцатиконечный кpес? являющий?, скоpее всег? модификацией кpеста из четыpех py?Альгиз. ? наконе? кpайни?лепестки несy?изобpажение свастики. Чт?? мастер, pаботавши?на?этим кольцо? создал могyчи?талисман.
Славянски?Руны
Ми?/b>
Форм?руны Ми?суть обра?Древ?Мира, Мироздан?. Символизируе?такж?внутреннее ?человека, центростремительны?силы, стре?щи?Ми??По?дк? ?магическом отношени?руна Ми?представ?ет защиту, покровительств?бого?
Чернобог
?противоположност?руне Ми? руна Чернобог представ?ет силы, стре?щи?ми??Хаос? Магическое содержание руны: разрушение старых связе? прорыв магическог?круг? выхо?из любо?замкнуто?систем?
Алатыр?/b>
Руна Алатыр??эт?руна центра Мироздан?, руна начала ?конц?всег?сущего. Эт?то, вокруг чего вращается борьба си?По?дк??Хаос? камень, лежащи??основани?Мира; эт?зако?равновес? ?возвращения на круг?св?. Вечное круговращени?событи??неподвижны?их цент? Магический алтарь, на которо?совершается жертвоприношение суть отражени?камня Алатыря. Эт??есть то?сакральный обра? которы?заключен ?этой руне.
Радуга
Руна дороги, бесконечного пути ?Алатыр? путь, опреде?емый единство??борьбо?си?По?дк??Хаос? Воды ?Ог?. Дорога ?эт?нечт?больше? че?просто движение ?пространстве ?времен? Дорога ?эт?особое сост?ни? равн?отличное ?от сует? ?от покоя; сост?ни?движен? межд?По?дком ?Хаосом. ?Дороги не?ни начала, ни конц? но есть источник ?есть итог... Древ?я формул? "Дела? чт?хочешь, ?будь, чт?буде? могл?бы послужит?девизо?этой руны. Магическое значение руны:стабилизац? движен?, помощь ?путешестви? благоприятный исхо?сложны?ситуаций.
Нужд?/b>
Руна Вия ?бога Нави, Нижнег?Мира. Эт??руна судьбы, которо?не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованност??принуждения. Эт??магический запрет на совершение того ил?иног?действ?, ?стесненность ?материальном план? ?те уз? чт?сковываю?сознание человека.
Крад?/b>
Славянско?слов?"Крад? означает жертвенный огон? Эт?руна Ог?, руна устремления ?воплощен? стремлений. Но воплощение какого-либо замысл?всегда есть раскрыти?этог?замысл?Миру, ?поэтом?руна Крад??эт?ещ??руна раскрытия, руна потери внешнего, наносног??того, чт?сгорае??огне жертвоприношен?. Магическое значение руны Крад??очищение; высвобождени?намерения; воплощение ?реализац?.
Треб?/b>
Руна Воин?Духа. Значение славянского слов?"Треб? ?жертвоприношение, бе?которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Эт?сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть просто?да?бога? ид? жертвы подразумевае?принесение ?жертву се? самого.
Сила
Сила ?дост?ни?Воин? Эт?не только способност??изменени?Мира ?се? ?не? но ?способност?следоват?Дороге, свобод?от оков сознан?. Руна Силы есть одновременно ?руна единства, целостност? достижение которо??один из итогов движен? по Дороге. ?ещ?эт?руна Победы, иб?Воин Духа обретает Силу, лишь победи?самого се?, лишь принеся ?жертву се? внешнего ради высвобождения се? внутреннег? Магическое значение этой руны прямо связано ?ее определениями ка?руны победы, руны могущества ?руны целостност? Руна Силы може?устремит?человека ил?ситуацию ?Победе ?обретени?целостност? може?помочь пр?снит?неясную ситуацию ?подтолкнут??правильном?решени?
Есть
Руна Жизн? подвижност??естественной изменчивости Бытия, иб?неподвижност?мертва. Руна Есть символизируе?обновление, движение, рост, саму Жизн? Эт?руна представ?ет те божественные силы, чт?застав?ют трав??раст? соки земл??течь по ствола?деревьев, ?кров??быстре?бежать по весн??человеческих жила? Эт?руна легкой ?светло?жизненно?силы ?естественног?для всег?живого стремлен? ?движению.
Вете?/b>
Эт??руна Духа, руна Ведания ?восхождения ?вершин? руна воли ?вдохновения; обра?одухотворенной магической Силы, связанной со стихие?воздух? На уровне маги?руна Ветр?символизируе?Силу-Вете? вдохновени? творческий поры?
Береги?
Береги? ?славянско?традиции ?женски?обра? ассоциирующийся ?защито??матерински?начало? Поэтом?руна Берегини ?эт?руна Богини-Матери, ведающей ?земным плодородие? ?судьбами всег?живого. Боги?-Мать дает жизн?душа? приходящи? чтоб?воплотиться на Земл? ?он?отнимает жизн? когд?приходит время. Поэтом?руну Берегини можн?назват??руно?Жизн? ?руно?Смерти. Эт?же руна являет? руно?Судьбы.
Уд
Во всех бе?исключен? ветвя?индоевропейско?традиции символ мужского член?(славянско?слов?"Уд") связывает? ?плодородно?творческой сило? преображающе?Хаос. Эт?огненн? сила называлась грекам?Эрос, ?славянами ?Яр? Эт?не только сила любв? но ?страст??жизн?вообще, сила, соединяющ? противоположност? оплодотворяющ? пустот?Хаос?
Ле?
Руна связана со стихие?воды, ?конкретн??Живо? текуче?воды ?родниках ?ручья? ?маги?руна Ле? ?эт?руна интуиции, Знан? вн?Разума, ?такж??весеннег?пробуждения ?плодород?, цветен? ?радост?
Ро?/b>
Эт??руна трансцендентного непр?вленного Духа, которы?есть начало ?коне?всег? ?маги?руна Рока може?применять? для посвящения предмета ил?ситуации Непознаваемому.
Опор?/b>
Эт?руна основани?Мироздан?, руна бого? Опор??эт?шамански?шест, ил?дерево, по которому шама?совершае?путешестви?на небо.
Даждьбог
Руна Даждьбог?символизируе?Благ?во всех смысла?этог?слов? от материальног?богатств?до радост? сопутствующе?любв? Важнейши?атрибу?этог?бога ?ро?изобил?, ил? ?боле?древне?форм??коте?неисчерпаемы?благ. Пото?даро? текущи?неис?каемой реко? ?представ?ет руна Даждьбог? Руна означает дары бого? приобретение, получени?ил?прибавлени?чего-либо, возникновени?новы?связе?ил?знакомст? благополучие ?цело? ?такж??удачно?завершение какого-либо дела.
Перу?/b>
Руна Перуна ?бога-громовержц? защищающег?миры бого??люде?от наступления си?Хаос? Символизируе?мощь ?жизненну?силу. Руна може?означать появление могучи? но ?желы? си? могущи?сдвинуть ситуацию ?мертво?точк?ил?придат?ей дополнительную энерги?развит?. Символизируе?такж?личное могущество, но, ?некоторы?негативных ситуац?? ?могущество, не отягощенное мудрость? Эт??подаваем? богами прямая защита от си?Хаос? от губительного воздействия психически? материальных ил?любы?других разрушительных си?
Исто?/b>
Для верног?понимания этой руны следуест вспомнит? чт?Ле??одна из творческих изначальны?стихий, символизирующая Силу ?поко? потенциальност? движение ?неподвижност? Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис ?дела?ил??развитии ситуации. Однако следуе?помнит? чт?сост?ни?замороженности, отсутств? движен?, заключае??себе потенциальну?силу движен? ?развит? (означаемую руно?Есть) ?та?же, ка??движение заключае??себе потенциальны?застой ?замерзание.
Литература
Мифология. Энциклопед?, -?: Белфак? 2002
??Рыбако?«Язычество древни?славян», -?: Русско?слов? 1997
?Калашников «Бог?древни?славян», -?: Белы?горо? 2003
?Гаврилов, ?Наговицы?«Бог?славя? Язычеств? Традиц?? -?: Рефл-Бу? 2002
?Платов «Сла?нски?руны? -?: Гелиос, 2001